3 августа в Международном тбилисском пресс-центре "РИА Новости" состоится видеомост Тбилиси-Москва "Исповеди Зураба Жвания", которому будет предшествовать пресс-показ фильма "Исповеди" Георгия Хаиндрава. Режиссер и бывший госминистр Грузии рассказывает о политическом пути бывшего премьер-министра Грузии Зураба Жвании, а также о его видении будущего Грузии. Весь фильм, в котором использованы кадры кинохроники из новейшей истории Грузии, проходит на фоне философских размышлений Зураба Жвании.
Хаиндрава завершил съемки в июне этого года. «В свет выйдет второй вариант фильма, первый был случайно стерт из памяти компьютера, и его пришлось делать заново», - сказал режиссер.
«Я близко знал Зураба Жванию, мы дружили. Я старше его и был свидетелем его становления как политика», - сказал Хаиндрава. Идея фильма пришла к нему почти сразу после гибели премьер-министра Грузии, который был найден мертвым 3 февраля 2005 года в квартире своего друга замгубернатора края Квемо-Картли Рауля Юсупова в Тбилиси. 25-летний Юсупов, у которого Жвания был в гостях, также скончался. На следующий день в Тбилиси были обнародованы официальные данные экспертизы, согласно которым смерть наступила от интоксикации угарным газом, а виновником трагедии была признана неисправная газовая печь иранского производства.
Члены семей погибших не согласны с официальной версией причин гибели. В различных слоях общества с первых же часов гибели премьера появились версии, согласно которым его смерть связана с противостоянием в кругах власти.
Зураб Жвания родился в 1963 году в Тбилиси. В 1988 году основал Партию "зеленых". В 1995 году вступил в партию "Союз граждан Грузии" и был избран председателем парламента. В 2001 году ушел в отставку в знак протеста против действий руководства Грузии в отношении средств массовой информации. С этого года Жвания находился в оппозиции Эдуарду Шеварднадзе.
После отставки он стал мишенью проправительственных СМИ, но долго считался одним из тех, кто должен был придти на смену Шеварднадзе. О лидерских амбициях Жвании говорили еще задолго до «бархатной революции», но, честолюбивый и амбициозный, он всегда оставался номером два - и при прежнем режиме, и при новой власти.
При этом авторы "революции роз" признают, что своему приходу к власти Саакашвили в изрядной степени обязан политическим и организационным талантам Жвании. С 17 февраля 2004 года до дня гибели, Жвания занимал пост премьер-министра Грузии. В тройке Саакашвили - Бурджанадзе - Жвания, свергнувшей президента Эдуарда Шеварднадзе, Жванию называли главным либералом, мотором всей внутренней политики страны.
Известно, что первые разногласия в "революционной тройке" возникли еще во время работы над совместным избирательным списком на выборах, перед которыми бывший и настоящий спикеры парламента - Жвания и Бурджанаде - объединились.
Затем разногласия появились и между лагерями Саакашвили - Жвания.
Для всех было очевидно, что и в США, и в России премьеру доверяли больше, чем президенту Саакашвили. И желающие вложить инвестиции в грузинскую экономику тоже выходили на Жванию, а не на президента.
По слухам, распространившимся в общественных кругах, за несколько дней до гибели Жвании члены правительства из команды Саакашвили потребовали у премьера определенную долю из средств, поступивших с аукционов Потийского порта и аэропорта. Кое-кто даже утверждает, что за этим последовала и определенная "разборка". По одной из версий, противоборствующие стороны собрались в пригородном местечке Шавнабада. И когда выяснилось, что Жвания не намерен идти на компромисс, напряженность достигла пика, и один из высоких правительственных чинов сначала выстрелил ему в спину, а затем сделал и контрольный выстрел.
Однако циркулирует и другая версия. Будто бы, встреча Жвании и команды Саакашвили происходила не в Шавнабада, а непосредственно в Госканцелярии. Именно к этой версии склоняется значительная часть общественности. Затем, опять-таки согласно распространившимся версиям, тело Зураба Жвании перевезли на квартиру, где он, якобы, смертельно отравился удушливым газом от "Никалы".
В официальной версии много неувязок.
Странности начались в день, когда было объявлено о смерти премьера - 3 февраля 2005 года.
Утром грузинские власти - в лице министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, который первым озвучил официальную информацию - сообщили о несчастном случае, который привел к гибели премьер-министра страны. По словам Мерабишвили, около полуночи Зураб Жвания приехал на съемную конспиративную квартиру, где его ждал близкий друг Рауль Юсупов. Охрану Жвания оставил на улице. Между четырьмя и пятью часами утра охранники забеспокоились, поскольку мобильный телефон Жвании не отвечал. Разбив окно, они проникли в квартиру, где нашли трупы Жвании и Юсупова. Первое удивительное обстоятельство: происшедшее сразу было квалифицировано как несчастный случай. Хотя, по сложившейся мировой практике, когда погибает человек такого ранга, как Зураб Жвания, и в обстоятельствах его кончины есть малейшая неясность, версия насильственной смерти непременно берется в разработку.
Криминалист Майя Николаешвили отмечает: вначале следствие заявило, что в крови Жвании обнаружено 20% связанного с гемоглобином угарного газа, что, по словам экспертов, представляет собой летальную концентрацию. Несколькими часами позже в новом заявлении объединенного национального бюро судебной экспертизы говорилось о 40%. А вечером того же дня сама Николаешвили, выступая в прямом телеэфире, сказала, что летальная концентрация СО в крови (о чем написано в любом учебнике по криминалистике) - от 60 до 80%. На следующий день в заявлении руководителя национального бюро судебной экспертизы министерства юстиции Грузии Левана Самхараули появились новые цифры - 60,9% у Жвании и 73 - у Юсупова.
Майя Николаешвили обращает внимание на другие противоречия. До сих пор не восстановлена картина, которую застали охранники Жвании и прибывшие вслед за ними криминалисты. По одним данным, Жвания сидел в кресле, по другим - лежал на ковре. В протоколе зафиксировано «окоченение жевательных мышц» и тут же сказано, что один из охранников делал покойному искусственное дыхание: в этом случае они бы не успели окоченеть до приезда криминалистов.
Не была восстановлена точная временная картина происшедшего. Она могла бы дать ценную информацию, особенно если учесть, что газ, утечка которого якобы убила Жванию и его товарища, на протяжении той ночи отключался на долгое время по всему району. Вскрытие прошло в обстановке строгой секретности - такого независимый эксперт вообще не припомнит за всю свою практику. Похороны были организованы так быстро, если не сказать поспешно, что с усопшим не успели проститься все желающие. В Грузии такие проводы занимают неделю, а тут все прошло в три дня.
Экспертиза печки проводилась совместно со специалистами ФБР. Как отмечают "Вести", заключение экспертизы отличается от ее перевода на грузинский язык. В своем заключении американцы написали: "В ходе проверки уровень угарного газа в помещении даже отдаленно не приблизился к критическому". В грузинском переводе говорится: "В ходе проверки уровень угарного газа не только достиг, но и существенно превысил критическую отметку".
Даже если дело в печке, сначала у несчастных началась бы мигрень, потом рвота, но почему же они даже не попытались открыть окно, недоумевает независимый эксперт Майя Николаешвили. "Допустим, нарастает концентрация угарного газа, они не пьяны, они не спят, они сидят и никто ничего не чувствует. Ничего не упало, ничего не разбилось - не бывает такого", - отметила эксперт.
Согласно заключению дактилоскопической экспертизы, в квартире, где нашли угоревших, нет ни одного принадлежащего им отпечатка пальцев. Просто их принесли туда уже мертвыми, утверждает брат Зураба Жвании Георгий. Так думают и родственники второго погибшего.
Брат Жвании рассказал о своеобразной манере Зураба скручивать окурки сигарет на особый лад.
Но таких сигарет в полной пепельнице в комнате, где были найдены тела, не было обнаружено вообще, хотя, по официальной версии, премьер - заядлый курильщик - провел там больше двух часов.
Между тем существуют ядовитые вещества, вводимые путем инъекций и вызывающие реакцию, как при отравлении угарным газом. Они подробно описаны в справочнике ядовитых веществ с грифом "секретно". За публикацию этого расследования журналист грузинского телевидения Комидзе в свое время лишился работы. "В том, что судмедэксперты не обнаружили яд, ничего удивительного - они и не искали. У начальника экспертизы на этот счет была четкая установка, мне его искренне жаль", - заявил Комидзе.
Руководитель грузинской следственной экспертизы был убит. По объяснению полиции, криминалиста на бытовой почве убил бывший одноклассник, который вскоре и "сам застрелился". "Причем, одну пулю злодей всадил себе в сердце, а вторую - в затылок", - отмечает программа "Вести".
Брат покойного Георгий Жвания заявил в интервью «Джорджиан Таймс»: «То, что Михаил Саакашвили не планировал убийства Зуры (Зураба - ред.), - это однозначно, хотя в убийстве моего брата были замешаны довольно влиятельные лица из власти! Очень интересна роль в этом деле Вано Мерабишвили (министра внутренних дел Грузии - ред.)».
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников