Рейтинг@Mail.ru
Белоруссия вновь ищет спасения в Москве - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белоруссия вновь ищет спасения в Москве

Читать ria.ru в
Белоруссия в очередной раз пытается решить проблемы своей экономики за счет России. Беларусь пытается вытянуть $1,5 млрд. из российского бюджета, чтобы компенсировать рост отрицательного внешнеторгового сальдо республики. Аргументы у Минска серьезные - $450 млн. долга за поставленный «Газпромом» белорусским потребителям газ. И Москве, в который раз, хоть и не хочется, придется помочь соседу.

Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости.

Белоруссия в очередной раз пытается решить проблемы своей экономики за счет России. Беларусь пытается вытянуть $1,5 млрд. из российского бюджета, чтобы компенсировать рост отрицательного внешнеторгового сальдо республики. Аргументы у Минска серьезные - $450 млн. долга за поставленный «Газпромом» белорусским потребителям газ. И Москве, в который раз, хоть и не хочется, придется помочь соседу.

Состоявшиеся 30 июля переговоры на уровне премьер-министров двух стран закончились безрезультатно. Судя по вялой риторике, что позволили себе по итогам встречи премьер России Михаил Фрадков и его белорусский визави Сергей Сидорский, желанный кредит Минску получить не удалось. Между тем, белорусская сторона напрямую увязывает получение межправительственного кредита с оплатой своей задолженности за поставленный из России в Беларусь газ.

Напомним, 23 июля истекал срок, когда белорусское правительство должно было расплатиться по долгам перед российским «Газпромом». В соответствии с контрактом, «Газпром» в 2007 году должен поставить «Белтрансгазу» 21,7 млрд. кубометров газа по цене $100 за тысячу кубометров. Но в течение I полугодия Минску был предоставлен адаптационный период, когда белорусы платили «Газпрому» $55 вместо $100 за тысячу кубометров газа. Недостающие средства предполагалось доплатить во II полугодии, а к концу 2007 года выйти на 100%-ю оплату российского газа.

Деньги на оплату долгов у Беларуси есть. С начала 2007 года с госпредприятий и коммерческих потребителей «Белтрансгаз» исправно собирал средства, чтобы расплатиться с «Газпромом». По данным Министерства экономики РБ, белорусские предприятия заплатили за потребленный газ 100,7% необходимой суммы. Недостающие средства можно было бы найти в бюджете, который у Беларуси в I полугодии 2007 года оказался профицитным. Доходы республиканского бюджета за январь-июнь составили 16,6 трлн. белорусских рублей ($7,7 млрд.), а расходы, пусть и исполненные на 93,1% - 14,9 трлн. ($6,95 млрд.). Наконец, в начале июня «Газпром» перечислил на счета белорусского казначейства $625 млн. за 12,5% акций «Белтрансгаза». При этом очевидно, что Минск не испытывает ни малейшего желания возвращать деньги «Газпрому» за счет имеющихся у него средств, предпочитая взять кредит на оплату своих газовых долгов у российского правительства. Ситуация складывается абсурдная. Как не нее реагировать России, не понятно. Ну не развязывать же, в самом деле, очередную «газовую войну» с Минском из-за такого «пустякового» повода.

Самое печальное, что Москва сама загнала себя в эту ловушку. О том, что средства от продажи акций «Белтрансгаза» российскому монополисту не будут потрачены на выплату газовых долгов, было известно еще в мае. Тогда первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко прямо заявил о намерении направить эти деньги в Фонд национального развития на реализацию инвестиционных проектов. А те средства, что на эти цели собирал «Белтрансгаз», да и излишки белорусского госбюджета номинированы в белорусской национальной валюте, в то время как расчеты между двумя союзными государствами до сих пор ведутся в американских долларах. Рассчитывать на то, что Беларусь потратит часть валютных резервов Национального банка, чтобы в экстренном порядке расплатиться с Россией было, как минимум, неразумно.

Минск давно научился извлекать максимум выгоды из своих близких отношений с Россией. Вот и сегодня белорусское правительство активно использует особенности торгово-экономических отношений между двумя странами, чтобы поправить дела в собственной экономике. И отказ от платежей за газ, и выкручивание рук Москве с требованием предоставить миллиардный кредит - все это имеет одну причину. Минск отчаянно нуждается в валюте, чтобы компенсировать рост отрицательного сальдо торгового баланса. По данным Нацбанка РБ, за январь-май 2007 года импорт превысил экспорт на $881,6 млн., просроченная задолженность белорусских предприятий перед иностранными контрагентами за тот же период составила $295 млн. (без учета долга перед «Газпромом»). При этом золотовалютные резервы Нацбанка на конец июня достигли лишь $2,9 млрд., куда входит и транш «Газпрома» за акции «Белтрансгаза». А недавно Евросоюз отменил импортные льготы на ряд белорусских товаров. Они затронули 10% номенклатуры белорусского экспорта, потери республики составили приблизительно $100-300 млн.

Очевидно, нынешняя ситуация на валютном рынке - одно из самых слабых звеньев белорусского экономического чуда. Напомним, ВВП Беларуси в I полугодии 2007 года вырос на 8,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, инфляция с начала года составила лишь 3,5%, промышленное производство выросло на 7,7%, а инвестиции в основной капитал - на 20%. Но растущая зависимость от экспортно-импортных потоков вносит дисбаланс в ту экономическую модель, что сложилась в Беларуси. Действительно, в нормальной экономике дефицит торгового баланса ничего страшного не представляет. Особенно, если он компенсируется положительным притоком капитала. К сожалению, о Беларуси этого не скажешь. Иностранные инвестиции идут в эту страну очень вяло, ведь в Беларуси сложился самый непривлекательный инвестиционный климат среди всех стран европейского континента. Большая часть промышленности страны, и без того не отличающейся особой конкурентоспособностью, находится в руках государства, которое не спешит отдавать инвесторам свою собственность. Инвестиции сами не идут, а правительству привлечь иностранные займы не особо удается. Так, в этом году предполагалось занять $1 млрд. в Китае, еще миллиард у «Раффайзенбанка», 10 млрд. рублей Минск собирался привлечь, разместив облигации на одной из московских фондовых площадок. Но из последних позитивных новостей в этой сфере - лишь обещание Венесуэлы внести $500 млн. в совместный нефтяной инвестфонд.

Между тем, случись на валютном рынке очередной кризис, белорусскую национальную валюту, а вместе с ней и всю экономику небольшой страны ждут жестокие потрясения. Первый звонок прозвенел в начале этого года, когда на фоне газового конфликта с Россией белорусы кинулись избавляться от белорусских рублей. Тогда Нацбанку удалось стабилизировать ситуацию, мобилизовав кредитные ресурсы белорусских госбанков и резко снизив предложение денег на рынке. Но фундаментально ситуация с тех пор мало изменилась. Приватизация крупной госсобственности в Беларуси так и не началась (продажа пакета «Белтрансгаза» под нажимом Москвы не в счет). Предпринимательский климат также не улучшается. Вместо этого президент Александр Лукашенко начинает очередную кампанию за рост производства товаров народного потребления в стране и избавление экономики от убыточных предприятий (их доля в промышленном секторе достигает 30% от общего числа).

Бывший председатель правления Нацбанка РБ Станислав Богданкевич считает, что если не будут приняты меры, в 2008 году в белорусской экономике начнутся серьезные проблемы. А если Беларусь начнет расплачиваться за энергоносители с Россией по мировым ценам, то к 2011 году экономику страны ждет коллапс. В этой ситуации решение Минска использовать Россию в качестве естественного предохранителя от подобного взрыва выглядит вполне логичным. Ну где еще, как не у терпеливого восточного соседа, Минск сможет на неопределенный срок позаимствовать «мягкую» кредитную подушку размером в $2 миллиарда?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала