Я видел их сто раз.
Нет таких достопримечательностей в Лондоне, какие бы я не выучил наизусть до последней трещинки на цоколе, до последнего блика от мглистого, английского заката. За 10 лет репортерской службы чего только не повидаешь.
Я не говорю о таких затоптанных, залапанных, открыточных вещах, как, скажем, колонна Нельсона на Трафальгарской или Тауэр с его мудрым вороньем.
Мне больше нравится считать фирменными знаками Лондона его mews, переделанные под жилье бывшие конюшни, увитые плющом и блеклыми соцветиями клематиса, или воскресную толкучку антикварного рынка на Notting Hills, местечка, где герой Хью Гранта держал свой книжный магазинчик, а мой приятель Никита Ситников, есть такой в Лондоне замечательный фотограф, покупал порты и жилетки, при виде которых хотелось плакать от восторга.
Но сейчас я понял: все 10 лондонских лет пошли коту под хвост. Разминулся я, не встретил главную нынешнюю достопримечательность британской столицы - БАБ. Бориса Абрамовича Березовского, то есть.
Нет, мне, конечно, показывали какую-то виллу - «Знаешь, это дом самого Березовского». Нет, меня, конечно, хотели познакомить на одном лондонском балу с некой милой, совсем не пафосной, складно излагающей свои мысли женщиной - «Постарайся понравиться, это, говорят, жена Березовского». Но так, чтобы снять трубку: «Алло, Боря? Это я. Слушай, двинем в паб, повечеряем?» - нет, такого мне было не дано.
А сейчас, когда на Бориса Абрамовича окрысилась инструктированная из Кремля банда киллеров, такая перспектива и совсем не светит.
Кстати, об этом недавнем покушении. Газеты нам что-то толковали, но все как-то скороговоркой. А ведь это сущая сенсация, причем, всемирная - опять в центре Лондона опять хотели отправить на тот свет опять отважного борца с путинским режимом. Доколе!?
Есть смысл нам с тобой, читатель, виртуально переместиться в лондонский паб «Шерлок Холмс», что рядом с Уайт-холлом, улицей правительственных контор, и там, в уютном полумраке, под пронзительным взглядом великого сыщика - его муляж выставлен здесь за стеклом вместе с ушастой кепкой, трубкой и прочими незабываемыми причиндалами - под его пронзительным взором неторопливо пройтись по этой истории.
Стараясь в тоже время не оставлять отпечатков пальцев на запотевшей пинте «Гиннеса». История-то жуткая.
Сначала бросок в недавнее прошлое. Три месяца тому назад Березовский принимает в Лондоне людей из Москвы, знакомцев со связями в ФСБ, и те вдруг ошарашивают его: «Боря, ты только не волнуйся, но учти: ФСБ готовит твое убийство. Причем, новейшим, ранее невиданным способом.»
Способ, выясняется, такой. Убийца, лично знакомый с Березовским, прибывает в Лондон, поселяется в шикарном отеле "Хилтон» на столь же шикарной авеню Парк-лейн, потом открыто назначает там Борису Абрамовичу встречу. И отправляет его к праотцам выстрелом в голову. Элементарно, доктор Ватсон.
Объяснение убийцы для потрясенной планеты: у нас с Березовским бизнес-конфликт. Суд. 20 лет тюрьмы. Через 10 лет киллера выпускают за примерное поведение. В Москве его ждет открытый счет в Сбербанке и звезда героя России. Занавес.
Вообще говоря, Борис Абрамович мог бы обидеться. Он-то считает, что за убийством Литвиненко и этим покушением стоят одни и те же люди. Но выходит, ФСБ травит его подчиненного Литвиненко изотопом за 20 миллионов евро, а на него самого, на врага путинского режима №1, жмется истратить больше стоимости гостиничного номера «люкс». Не по чину это как-то.
Но тут не до обид. Березовский сразу ставит в известность антитеррористический отдел Скотленд-ярда, контрразведку МИ-5, внешнюю разведку МИ-6, а также МИ-7, МИ-8 , МИ-9 и МИ-10, если таковые существуют. Те накрывают круглосуточным колпаком лондонский аэропорт Хитроу, отель «Хилтон» и советуют объекту покушения срочно покинуть Британию. Что тот и делает.
Вызывает уважение вес, какой Березовский имеет, по всей видимости, среди силовиков Соединенного Королевства. Те питают к его непростым, но элегантным комбинациям почти детскую доверчивость. Больше Скотленд-ярда в Бориса Абрамовича верил, пожалуй, только Борис Николаевич.
Но, - подумать только! - как БАБ сказал, так и стряслось. 16 июня в Лондон и вправду прибывает тот самый киллер. 16 июня, надо заметить в скобках, - это официальный день рождения королевны Британии. А также дата, когда Елизавета Вторая наградила советского разведчика-предателя Олега Гордиевского орденом Св. Михаила и Св. Георгия за его иудовы услуги.
Улавливаете тайную символику, вложенную сюда оперативниками ФСБ? Одним своим приездом в этот праздничный день убивец сразу и унижает королеву, и посылает черную метку Гордиевскому. Рано тебе, браток, сребрениками бренчать.
Правда, киллер повергает британскую слежку в легкую оторопь. Человек действительно останавливается в «Хилтоне», что в двух шагах от офиса Березовского в фешенебельном районе Mayfair. Но у него нет пистолета! Зато есть ребенок. С ребенком все ясно - он для отвлечения внимания, для притупления общей бдительности. Но убийца без своего привычного, хорошо пристрелянного оружия? Это что-то новенькое. Остается предположить: рассчитывал добыть «пушку» на месте.
Алло, это бюро по обслуживанию гостей «Хилтона»? Пришлите, пожалуйста, русскоговорящего гида, знающего, где купить хороший ствол.
Тем не менее 21 июня офицеры контртеррористического отряда Скотленд-ярда хватают приезжего папу с дитем «по подозрению в заговоре с целью убийства». Два дня идут допросы. 23 июня арестованного передают иммиграционной службе. Та ставит крест на его британской визе и депортирует несостоявшегося киллера вместе с его мальчонкой-прикрытием ближайшим рейсом обратно в Москву. Человеку запрещен въезд на Британские острова минимум на 10 лет.
И всё. И ладушки. Хотя официальные источники в британской разведке распространяют сообщение, что «наблюдение подтвердило имеющиеся оперативные данные» о заговоре с целью убийства.
Наш восковый Шерлок Холмс из паба мог бы испустить в этом месте повествования нервные клубы трубочного дыма. Великого сыщика наверняка поразили бы вопиющие нестыковки, перед которыми его дедуктивный метод оказался бессилен.
1. Только что новый премьер и новый министр иностранных дел Британии корили и пытались наказать Россию за ее отказ выдать Лугового. Теперь в результате блистательной операции британским спецслужбам удается схватить еще одного русского, замыслившего совершить то же самое, что, по их мнению, совершил Луговой. Только оружием попроще. Не полонием - 210, а, скажем, «Макаровым» - ПММ.
И что же? Убийцу лишают визы и отправляют в Москву.
Может быть, по аналогии Лондону стоит тоже попросту лишить Лугового визы, а не взбивать пену кризиса?
2. Россиянин попался на покушении на жизнь другого россиянина. К тому же политического беженца, кого по определению могут преследовать. Оперативные данные о заговоре, утверждает британская сторона, полностью подтвердились. Отчего же тут же не сообщить об этом прискорбном событии властям России? Им ведь интересно.
Вместо этого Лондон сидит на преступлении в позе молчаливого сфинкса почти целый месяц и до сих пор скрывает от Москвы имя незадачливого убийцы. Нехорошо, леди и джентльмены.
Есть еще один аспект происшествия, в который воскового Шерлока Холмса лучше не втягивать. Воск растает. Это чисто наша, российская белая горячка.
Почему, если верить Березовскому, ФСБ задумало убрать его с помощью безумного плана, включающего безоружного киллера, подставного мальчугана и последующую 10-летнюю отсидку в тюрьме Её Величества? Вот почему:
«Они (российские власти) хотят меня достать, - цитирует Бориса Абрамовича британская Independent, - потому что я собрал группу людей, представляющих реальную оппозицию, и имею достаточно средств для поддержки этой оппозиции".
Там же Березовский признается: он будто бы потратил на поддержку групп, враждебных Путину, от 300 до 400 миллионов долларов. Чем и завоевал в британских медиа кучу комплиментов вроде «ведущий российский оппозиционер», «громкий критик», а то и «бесстрашный диссидент».
Читать это немножко смешно. Какой из Березовского критик Путина. Березовский по отношению к Путину - это Пигмалион, отвергнутый своим творением, чей потенциал он не смог в свое время оценить.
Возможно, на миллионы Березовского в России действительно нашлись раскрытые рты. Но высокий коэффициент интеллектуальности должен был бы подсказать Борису Абрамовичу: «реальная» оппозиция, если таковую удастся нащупать, боится близости с ним, как черт ладана. Когда он заикнулся было на днях в Guardian, что дает деньги «Другой России», Каспаров не знал, как отмазаться от таких щедрот. Касьянов, похоже, не согласился бы принять чек за подписью БАБ, даже если бы к нему приложили ордер на возвращение «Сосновки - 2». Эти люди все-таки ходят иногда пешком по московским улицам. Знают, что думает народ о Березовском.
Сегодня интереснее, правда, что говорит о нем Британия.
Британии не позавидуешь. Эта когда-то сонная, замаринованная в собственном имперском соку страна твидовых пиджаков и бутылок молока, доставляемых по утрам под дверь, с начала 90-х годов стала жертвой невероятного, пугающего явления. Нашествия богатых и очень богатых русских.
Сравнительно низкие налоги, доступ к финансовым рынкам, возможность отмыть деньги, купив особняк в Лондоне или замок в Шотландии, престижные университеты, где могли если не учиться, то резвиться детишки - все это соблазняло наших вдруг состоявшихся граждан на миграцию в сторону Британских островов.
Я жил в те годы в британской столице и видел, как это происходило.
Лондон в считанные годы превращается в Лондонград или, как его еще здесь окрестили, в Москву на Темзе. Появляется особая разновидность русских - «воскресные отцы». Они прилетают в пятницу в Лондон для единения со своими постоянно живущими здесь семьями и отбывают в понедельник в Москву на работу, выдохшиеся, с красными, как у кроликов, глазами, но восхищенные собственным проворством. Еще бы, удается сидеть сразу на двух стульях - в Британии и в России.
Не секрет, что для многих наших миллиардеров туманный Альбион - это запасной аэродром. Здесь твои счета, твои близкие, твоя недвижимость. Случись что в России - взмахнул крылами и был таков.
Сегодня число россиян в Соединенном Королевстве зашкаливает за 400 тысяч. Это меняет, мне кажется, саму английскую культуру.
Женщины никогда не носили здесь столько меха. В ювелирных салонах на лондонской Бонд-стрит никогда не расхватывали с такой скоростью бриллиантовые колье. Треть покупателей самого дорогого жилья в Лондоне никогда не составляли русские. Так называемый русский бал «Война и мир» никогда не затмевал модное дефиле Джона Галлиано. На корпоративные вечеринки никогда еще не выписывали Лайзу Минелли. И, наконец, «Харви Николс», один из дорогущих лондонских универмагов, никогда не держал 6 русскоговорящих продавцов для продажи предметов роскоши, в первую очередь черной икры русским клиентам.
А сегодня держат, выписывают, затмевают, расхватывают.
Прости нас, Британия, но из-за наших соотечественников ты перестаешь быть сама собой.
Это было бы не так печально, если бы вместе со своими безумными деньгами русские не привозили сюда свою безумную политику. И вот на этом-то поприще Березовскому нет равных.
Почитаем Times. Самое, пожалуй, качественное в мире издание прямо именует Бориса Абрамовича «катализатором эрозии политических отношений между Британией и Россией». «Покуда он остается в Британии, отношения между двумя странами будут оставаться напряженными», - пророчит газета.
Скорее всего. Если, конечно, кому-то в британских верхах вдруг не откроется простенькая истина: а не использует ли Платон Еленин Британию, как некогда Ленин - Германию?
А пока Соединенное Королевство расплачивается за свой иммиграционный либерализм в угоду русским нуворишам мрачными убийствами, препирательствами с Россией и цирковыми буффонадами, вроде «покушения» на Березовского.
Бумеранг неразборчивости бьет по Лондону. И больно.