Владимир, получивший прозвище Красное Солнышко, был сыном Святослава и внуком святой княгини Ольги.
Будущий креститель Руси воспитывался в весьма не простой атмосфере: его отец был рьяным язычником, а бабушка уже в преклонных летах стала благочестивой христианкой. Отец часто отлучался из дому, воевал, бабушка же проповедовала мирный и спокойный образ жизни.
Владимир был младшим сыном Святослава, а потому перед смертью отец завещал киевский престол Ярополку (старшему сыну), древлянскую землю - Олегу, а Владимиру не досталось ничего. Положение Владимира осложнялось и тем, что он был сыном наложницы Святослава, ключницы княгини Ольги Малуши, которая, к слову, была христианкой.
Так бы и остался юный княжич без земли, если бы новгородцы не попросили прислать им кого-нибудь в качестве правителя. Поразмыслив, Святослав отправил в Новгород младшего сына.
После смерти Святослава старшие братья сильно враждовали, и, в конце концов, Ярополк убив Олега, стал правителем не только киевской, но и древлянской земли. Надо было решать, как договариваться с младшим братом, и Ярополк отправил в Новгород посланников. Испугавшись, что брат убьет и его, Владимир бежал за море в Швецию.
Ярополк стал единовластным правителем и совсем было забыл о младшем брате, как вдруг Владимир с сильной варяжской дружиной вернулся в оставленный ему отцом Новгород. Он возмужал и был полон решимости отомстить Ярополку за убийство брата. Законы кровной мести в дохристианской Руси соблюдались, поэтому считалось, что Владимир в этой ситуации выступал как справедливый мститель и ему, в общем, должна была сопутствовать удача.
Перед тем как занять киевский престол, Владимир покорил полоцкую землю. У правителя половцев была красавица-дочка Рогнеда. Она отказалась идти замуж за Владимира, поскольку его мать была не княгиней, а служанкой. «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка», - заявила Рогнеда, зная, что Владимир воюет против брата.
Историки говорят, что здесь идет речь о свадебном обряде, который, вероятно, предполагал, что невеста должна была снять обувь с ног жениха.
Когда Владимир подошел к Киеву, на его сторону перешел воевода Ярополка Блуд, и старший брат вынужден был признать поражение. Владимир не хотел проливать кровь родственника, а потому обещал брату почетное положение при дворе, однако Блуд был чужд такого великодушия и подговорил варягов убить Ярополка. Так закончилась первая на Руси княжеская междоусобица.
Став в 980 году киевским князем, Владимир решил отвоевать земли, которые некогда принадлежали Руси, но были потеряны за время междоусобиц.
Среди предпринятых князем военных действий особо выделяется поход 987 (988) года на Херсонес Таврический, принадлежавший Византийской империи.
В предании рассказывается, что крымскому походу князя предшествовало весьма любопытное событие. В 986 году ко двору Владимира пришли представители разных религий, предлагая князю сменить традиционное славянское язычество. Как пишет автор «Повести временных лет», сначала пришли болгары-магометане. «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами», - так они лаконично объяснили князю, в чем состоит их вера. Владимир слушал магометан с удовольствием, поскольку, как повествует летопись, «был он такой же женолюбец, как и Соломон». Непонятно было Владимиру обрезание и запрет на свинину, а особенно не понравилось то, что магометане не пьют вина. «Руси есть веселие пить: не можем без того быть», - сказал князь.
После болгар пришли католики. «Пост по силе: "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию", как сказал учитель наш Павел», - так они рассказали о своей вере. Владимир ответил, что не примет католичество, поскольку эту религию не принимали его предки.
Следом пришли евреи. Выслушав лаконичный рассказ о том, в чем суть иудаизма, Владимир поинтересовался, где находится земля евреев. Когда они рассказали, что Бог отнял ее у них за грехи, Владимир удивленно спросил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
После всех прибыл некий греческий философ. Грек объяснил, в чем религии приходивших перед ним людей не согласуются с Законом Божиим и рассказал о том, во что верят православные. Рассказ грека изложен в летописи подробнее, чем объяснения его предшественников. Философ поведал Владимиру содержание книг Ветхого и Нового Заветов, рассказал о том, зачем Христос пришел на землю и как искупил первородный грех, а в заключение рассказал о Страшном суде и показал князю завесу, на которой было изображено судилище Господне.
«Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», - вздохнув, рассудил Владимир, однако креститься повременил.
Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли послов - 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать.
Ни магометансткая, ни католическая службы не понравились посланным. О греческом же богослужении они рассказали следующее:
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», - сказали бояре. И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».
Продолжая сравнение с царем Соломоном, летописец отмечает, что иерусалимский правитель «был мудр, а в конце концов погиб». Владимир же «был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».
Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь и пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.
Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.
Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девиц объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.
Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», - с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.
Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.
Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.
Вернувшись в Киев, князь отпустил всех своих жен и наложниц, кроме византийской принцессы Анны.
Тогда же произошло знаменательное событие - крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», - говорит предание.
Владимир приказал свергать всех языческих идолов и строить православные церкви, а также устраивать училища, в которых детям преподавали Закон Божий.
В Киеве князь повелел построить роскошный храм в честь Пресвятой Богородицы. Для этого из Греции пригласили искусных мастеров. Когда церковь была построена, ее украсили иконы, сосуды и кресты, которые князь принес из Херсонеса.
Правление Владимира по-прежнему не было спокойным. Одними из опасных врагов были печенеги. История донесла до нас рассказ о том, как однажды сошлись войска русских и печенегов у реки Трубеж. Воины стояли на противоположных берегах реки, и печенежский правитель предложил Владимиру, чтобы сразились не все войска, а два богатыря. Чей богатырь победит, за теми и будет победа.
Владимир согласился, и из рядов печенегов вышел рослый могучий богатырь. В русских войсках не сразу нашелся ему соперник. Некий старец пришел к князю и сказал, что его младший сын, который был в то время дома и мял кожи, был силен и мог бы сразиться с печенегом. Когда кожевник пришел, решено было его испытать. По полю пустили разъяренного быка, и когда тот пробегал мимо юноши, молодец голыми руками вырвал у него из бока кусок мяса.
Когда русский воин и печенег встали друг против друга, печенежский богатырь посмеялся, потому что юноша был среднего роста. Однако русич одолел врага, а на месте сражения Владимир приказал основать город Переяславль, потому что русский витязь перенял у врагов славу. Юношу звали Никита Кожемяка.
Князь раздал русские города своим сыновьям. Один из них, княживший в Новгороде Ярослав, отказался отдавать отцу десятую часть доходов. Вот-вот должна была вспыхнуть война между отцом и сыном, однако перед походом, 15 (28 н. ст.) июля 1015 года, Владимир скончался.
Его тело положили в построенной им церкви Пресвятой Богородицы, и толпы людей оплакивали князя.
«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: "Где умножится грех, там преизобилует благодать". Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», - написано о Владимире в «Повести временных лет».
Ольга Богданова