Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости.
В 2009 году в России может состояться всероссийская экономическая перепись. Она понадобилась властям, чтобы определить, сколько в стране предприятий, которые можно отнести к малому и среднему бизнесу, чем они занимаются и каковы результаты их деятельности. Перепись будет также полезна, чтобы оценить масштабы теневого сектора экономики. Впрочем, считать малый бизнес в России - задача неблагодарная: очень уж мал его вклад в экономику. Государство только сейчас взялось за масштабную программу поддержки предпринимательства, результаты которой мы увидим гораздо позже 2009 года.
По заверению экспертов, экономическая перепись субъектов малого предпринимательства (МП) поможет улучшить качество экономической статистики в России. На начало 2007 года в России насчитывалось около 6,5 млн. субъектов МП, из которых 5,2 млн. составляют индивидуальные предприниматели. Все это, по правде говоря, слабо подотчетные субъекты. Сегодня достоверно неизвестно, сколько из них реально работают, можно только догадываться о масштабах скрытого экономического оборота в этой среде, уровне доходов и оплаты труда.
Причем, в данных переписи заинтересованы не только статистики. Полученная в ходе переписи информация поможет понять, какого рода помощь и в каких масштабах необходима малому бизнесу. Ведь государство, по большому счету, лишь недавно обратило внимание на проблемы малого бизнеса. Хотя, уверен, программы по поддержке мелкого и среднего предпринимательства есть в каждом регионе России. Причина такого отношения лежит на поверхности - вклад малого и среднего бизнеса в экономику России вполне соответствует отношению государства к предпринимателям. Доля производства товаров и услуг субъектами малого предпринимательства составляет около 8% суммарного промышленного производства в стране. Хотя на малых предприятиях, по данным Росстата, работает 16,3% экономически активного населения страны, а с учетом индивидуальных предпринимателей доля занятых в этом сегменте экономики страны составляет 25%.
Понятно, что, если мы ведем речь об увеличении благосостояния россиян до европейского уровня к 2020 году, диверсификации экономики за счет увеличения доли МП в производстве товаров и услуг, то нужна всемерная поддержка этого сегмента российской экономики. Помочь малому предпринимательству очень просто. Любой бывший или настоящий владелец собственного бизнеса, не раздумывая, обозначит два приоритетных направления необходимой ему поддержки - это уменьшение государственного вмешательства в дела предпринимателей и снижение порога доступа к кредитным ресурсам.
По данным исследования рабочей группы по вопросам кредитования малого бизнеса Ассоциации региональных банков «Россия», отсутствие средств на формирование начального капитала и развитие собственного бизнеса - это главная причина невысокого интереса россиян к индивидуальному предпринимательству. Причем, практически в каждом крупном банке выдают кредиты на развитие малого бизнеса, но их доля в совокупном кредитном портфеле невелика. Банки не доверяют предпринимателям (по нормативам Центробанка, кредитование малого бизнеса относится к одним из самых рисковых операций). Частники, в свою очередь, не доверяют банкам с их «кабальными» кредитными условиями (высокие проценты и кредит под залог) и завышенными требованиями к качеству бизнес-проекта. В итоге, кредиты малому бизнесу составляют едва 2% от ВВП (для сравнения, объем потребительских кредитов достигает 40% ВВП).
Помочь исправить ситуацию, по мнению зампредседателя правления «Российского банка развития» Светланы Сагайдак, возглавляющей рабочую группу АРБ, может внедрение единых стандартов кредитования малого бизнеса, широкое распространение беззалоговых кредитов и увеличение сроков кредитования. Причем одно следует из другого. Действительно, будь у банков готовые инвестиционные пакеты по разным видам малого предпринимательства (от ларька на рынке до мини-пекарни), включающие набор стандартных требований к предпринимателю (размер залога, начального капитала, список необходимых документов) в зависимости от того, чем он собирается заниматься, процесс выдачи кредитов малому бизнесу значительно упростился бы.
Однако все начинания банкиров будут иметь успех лишь при поддержке государства. Так, Минэкономразвития при разработке госпрограммы поддержки малого бизнеса на ближайшие годы отказался от практики бюджетного кредитования и субсидирования малых предприятий. За основу субсидирование стоимости поручительств по кредитам при нехватке залога у самих предпринимателей, а также субсидирование части процентной ставки по выданным кредитам. В то же время ждет подписи Президента принятый в начале июля Федеральным собранием закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Центробанк своим недавним решением облегчил порядок расчетов между предпринимателями, разрешив им рассчитываться между собой наличными, если сумма сделки не превышает 100 тысяч рублей. К тому же, по словам директора департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрея Шарова, правительство обещает сократить количество плановых проверок деятельности предпринимателей со стороны контролирующих органов, внеся поправки в федеральный закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля». В дополнение в ближайшие 3-4 года по всей стране будет создано до 500 бизнес-инкубаторов помимо ныне действующих 100 центров поддержки МП.
Все это тем более удивительно, что малый бизнес давно не ждет каких-либо поблажек от государства. Такое повышенное внимание государства к судьбе предпринимателей им самим, наверное, кажется в диковинку. Ведь до последнего времени малый бизнес развивался по большей части вопреки, а не благодаря государственному участию в его проблемах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции