Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Антиклерикальный демарш российских ученых

В 1936 году Иван Павлов, великий русский ученый-физиолог, так ответил на один из вопросов анкеты архиепископа Кентерберийского:«Верите ли Вы в бога или нет? - «Нет, не верю». Сегодня его не менее знаменитые российские коллеги пошли дальше. Они вообще не в восторге, что веры в бога в России слишком много. Десять ведущих светил науки только что направили письмо президенту Владимиру Путину, где просят его принять незамедлительные меры, чтобы оградить общество от «всё возрастающей клерикализации».

Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.

В 1936 году Иван Павлов, великий русский ученый-физиолог, так ответил на один из вопросов анкеты архиепископа Кентерберийского:

«Верите ли Вы в бога или нет? - «Нет, не верю».

Сегодня его не менее знаменитые российские коллеги пошли дальше. Они вообще не в восторге, что веры в бога в России слишком много. Десять ведущих светил науки только что направили письмо президенту Владимиру Путину, где просят его принять незамедлительные меры, чтобы оградить общество от «всё возрастающей клерикализации».

Президент вряд ли позволит себе игнорировать это послание - под ним стоят подписи нобелевских лауреатов Жореса Алферова и Андрея Воробьева, академиков Российской академии наук Михаила Садовского и Сергея Инге-Вечтомова, другие известные имена.

Поводом для демарша ученых стала недавняя резолюция ХI Всемирного русского национального собора, проходившего под эгидой Русской православной церкви (РПЦ). Документ призывает власти России ввести в средних школах новый обязательный предмет - «Основы православной культуры». Аргументация РПЦ проста: абсолютное большинство населения России - это православные, следовательно, молодое поколение хорошо бы знакомить с азами религии прямо со школьной скамьи.

Можно предположить, что святых отцов вдохновил на эту идею несомненный религиозный бум в России. Как свидетельствует официальная статистика, с конца 80-х годов число россиян, считающих себя верующими, возросло более чем в 3 раза: в 1986 их насчитывалось 16% от населения России, сегодня - около 70%.

Именно к этим людям  и обращена инициатива РПЦ. Дети должны поддерживать огонь православной свечи, зажженной их родителями после семи десятилетий безбожной власти, убеждены церковные иерархи.

Но 10 российских лауреатов Нобелевской премии и прочие научные знаменитости с этим не согласны. Они видят в идее обязательных уроков недопустимую попытку религии внедриться в государственную систему образования, от которой церковь отделена по Конституции. Кроме нарушения Основного закона такие уроки несли бы на себе, с их точки зрения, очевидные приметы православного шовинизма. «Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям?», - вопрошают авторы письма президенту, имея в виду 20 млн. российских мусульман, а также значительные общины буддистов и иудеев. Те тоже не прочь знакомить молодежь с основами своих вероучений еще в школе.

Авторы послания специально уточняют: они не богоборцы. «Верить или не верить в Бога - дело совести и убеждений отдельного человека, - говорится в документе. -  Мы не ставим своей целью борьбу с религией, но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научные знания или подменить знания, накопленные наукой - верой».

Последнее замечание относится к другому новшеству, которое лоббирует РПЦ. Православные иерархи настаивают на том, чтобы «теология» была внесена в официальный перечень научных специальностей, признаваемых Высшей аттестационной комиссией, влиятельным органом, утверждающим научные звания и степени.

Но теология - это совокупность религиозных догм, настаивают возмущенные академики. По их мнению, теологи оперируют лишь верой, а не фактами, логикой и доказательствами, как «настоящие» ученые. Следовательно, теологию никак нельзя причислять к научным дисциплинам.

После семи десятилетий гонений на веру православие в России переживает небывалый ренессанс. Церковные иерархи - непременные участники важных государственных событий, а политики разного ранга - частые посетители храмов. Более того, в условиях вакуума национальной идеологии и эрозии морали, вызванных резкой сменой в России общественных укладов, церковь начинает выступать как общенародная хранительница семейных ценностей и моральных устоев. А, в конечном счете, и как сила, сплачивающая нацию в единое целое.

Это можно было бы только приветствовать, если бы влияние церкви не переходило, как кажется многим, за опасную для светского государства черту.

Сегодня люди в рясах в России везде. Они благословляют новую боевую технику - подводные лодки и ракетные установки встают на дежурство после окропления их святой водой. Они издают «Свод нравственных принципов хозяйствования», который учит предпринимателей, как вести бизнес по чести и совести. Они разоблачают западную модель либеральных ценностей, объявляя ее ошибочной и аморальной.

Короче, после эпохи безбожия, маятник качнулся в другую сторону. И, кажется, грозит перекосить всю государственную конструкцию.

Поэтому протест ученых, видимо, оправдан. Однако, почему-то на память приходит и другой ответ Ивана Павлова на ту самую Кентерберийскую анкету: «Считаете ли Вы религию совместимой с наукой или нет?" - "Да, считаю".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала