Игорь Максимычев, Институт Европы РАН, для РИА Новости.
Визит российского министра иностранных дел в ФРГ 20 июля прошел в рамках регулярных консультаций. Основное место в беседах С.В.Лаврова с его немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером занимала проблематика преодоления израильско-палестинского кризиса. Обсуждались итоги состоявшейся в Лиссабоне встречи ближневосточного «квартета» с участием нового спецпосланника на Ближнем Востоке Тони Блэра. Работа «квартета», в котором ФРГ представлена лишь косвенно, через Европейский союз, очень интересует Берлин, активно пытающийся найти своё место в процессе ближневосточного урегулирования. Лавров поделился с собеседниками первыми оценками поддержанной «квартетом» инициативы США, предложивших созыв в сентябре международной конференции с участием палестинцев, израильтян и представителей соседних арабских государств.
Затрагивается ряд других актуальных международных вопросов. В частности, рассматриваются перспективы решения искусственно раздуваемого «косовского вопроса», где главным дестабилизирующим фактором является настойчивое намерение Запада иметь в Европе несколько албанских государств. Новых моментов в позиции сторон не обнаружилось, да и не могло обнаружиться, поскольку поддержать «план Ахтисаари», предусматривающий «контролируемую независимость» Косово, означало бы сразу и ударить по авторитету ООН, признавшей этот край частью Югославии/Сербии, и создать на Балканах очаг конфликта.
Штайнмайер выразил обеспокоенность эскалацией российско-британского конфликта вокруг расследования убийства Литвиненко. Берлин не готов слепо следовать призыву Лондона поддержать его действия против Москвы. Если подобная практика станет правилом, считают в Берлине, то Евросоюз очень скоро станет неспособным проводить связную политику. Немцы убеждены, что Россия является незаменимым партнером при решении большинства международных проблем, и обращаются к обеим сторонам с призывом проявлять сдержанность.
Европейский союз, включая Германию, остающуюся одним из его бесспорных лидеров, переживает в настоящий момент небезболезненный период «состыковки» с сильной и суверенной Россией, к которой мир ещё не привык. Трудности для Запада начинаются уже с того, чтобы определить для себя, как следует относиться к партнёру на Востоке. Имеются неправомерные попытки объявить эту уверенную в себе самостоятельную державу, неподдающуюся давлению извне, каким-то «продолжением» Советского Союза и на этом «основании» бойкотировать или подвергать санкциям. Но сегодняшняя Россия возникла и существует как прямая антитеза Советскому Союзу; она никак не может ассоциироваться с ним - ни в хорошем, ни в плохом смысле.
В то же время нелепы и старания представить Россию как «новообразование», которому предстоят ещё долгие годы ученичества для того, чтобы стать полноценным партнёром для состоявшихся государств Запада. За спиной у России стоит более тысячи лет самобытного развития и опыт построения демократии, приобретённый очень дорогой ценой. Она достаточно зрелая нация, чтобы самой разобраться, что хорошо и что плохо.
Сегодняшняя Россия - пусть не лишённое недостатков, но мощное, легитимное и независимое демократическое государство, которое, внутренне консолидировавшись, обрело внешнеполитическую самостоятельность, включая свободу действий и манёвра в международных делах. Это новое качество не лишает её принадлежности к европейской цивилизации и особого интереса к развитию кооперации с Европейским союзом, остающимся её привилегированным партнёром.
В такой неустойчивой обстановке важнейшее значение приобретают российско-германские отношения, поскольку именно в них был осуществлён в своё время прорыв, оставивший конфронтацию за порогом развития континента. За время канцлерства Ангелы Меркель Германия завоевала прочную репутацию авторитетной движущей силы в деле развития взаимопонимания и сотрудничества не только в рамках тех международных организаций, членом которых состоит ФРГ, но и в общеевропейском и глобальном масштабе.
Но не все так безоблачно. ФРГ недавно поддалась соблазну говорить на языке, отвечающем больше вчерашнему, чем сегодняшнему дню Европы. В начале августа германское правительство собирается взяться за разработку протекционистского механизма, «оберегающего» важнейшие области экономики ФРГ от «вредных» инвестиций с Востока - что-то вроде ограничений для экономических связей с социалистическими странами из недавнего прошлого. Встаёт вопрос, не ведут ли защитники «свободного рынка» дело опять к расколу континента?
Конечная цель - построение Большой Европы - остаётся реальной и достижимой. Нужно лишь накопление навыков коллективной работы по насущным общим проблемам. Российско-германские отношения призваны подать добрый пример практического срастания нашего континента. Визит Лаврова приближает общеевропейское будущее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции