Владислав Гринкевич, экономический обозреватель, для РИА Новости.
Иностранные игроки примериваются к российскому водочному рынку. Польская компания со штаб-квартирой в США Central European Distribution Corp. (CEDC) собирается до конца года выкупить мажоритарную долю в «Парламент Групп». Не исключено, что ее примеру последуют другие международные холдинги. Но пока высокая конкуренция на рынке, консерватизм российских потребителей и непредсказуемая политика госчиновников мешают массированной экспансии иностранцев.
Разговоры о желании владельцев «Парламент Групп» (владеет тремя производствами и марками «Парламент», «Урожай» и «999,9») выйти из водочного бизнеса велись с конца прошлого года. Одним из вероятных претендентов на активы российской компании назывались Diageo, Bacardi-Martini и Campari. В итоге выбор пал на холдинг CEDC, владеющий брендами Zubrowka, Bols, Soplica и дистрибутирующий Remy Martin, Jagermaster, Metaxa, Corona, Foster's, Jim Beam, Guinness. Компания CEDC сообщила 18 июля, что намерена купить марку «Парламент», которая по итогам прошлого года занимала 2% всего рынка водки. Кроме того, участники рынка убеждены, что CEDC интересует развитая система дистрибуции и производственные мощности россиян.
Интерес иностранных компаний к российским активам понятен: Россия - самый большой по объему рынок - в прошлом году, по данным агентства «Бизнес Аналитика» у нас было продано (без учета точек общепита) 240 млн дал водки в общей сложности на $15,7 млрд. Вот только работать в России очень сложно: наш рынок один из самых конкурентных - в прошлом году в стране было порядка 250 производителей и более тысячи торговых марок. Если на рынке пива пять ведущих компаний контролируют больше 70% рынка, то на долю пяти ведущих «водочников» приходится всего 27%.
Пока международным компаниям похвастаться в России нечем: доля импортной водки в России сокращается, исключение составляют украинские производители, прочно закрепившиеся в премиальном сегменте (от 150 до 250 руб. за бутылку 0,5 л). Причина неудач проста - импортная водка не может конкурировать по цене с продукцией массового или среднеценового сегмента и автоматически попадает в небольшой по объему суперпремиальный сегмент (свыше 250 руб. за бутылку), где безусловным лидером является «Русский стандарт», контролирующий более половины рынка.
Не ладятся дела у иностранцев и с позиционированием своей продукции. Дело в том, что на западе премиальная водка продвигается как модный продукт, рассчитанный на молодых людей, ведущих активный образ жизни, посещающих ночные клубы и бары. Только водку они пьют не из стакана залпом, а заказывают коктейли на ее основе. Вот и у нас иностранные поставщики пытались позиционировать водку, как «виски без запаха и цвета» для употребления в коктейлях. Но наш потребитель консервативен, и пьет водку, именно как водку, ничем не разбавляя. Вдобавок водка всегда считалась напитком простонародья, неудивительно, что интерес к ней у растущего среднего класса падает. Падают и продажи водки: за последний год они снизились на 10%.
Собственными производствами, которые позволили бы сбить цену на продукцию, иностранцы пока не обзавелись. Участники рынка считают, что зарубежные игроки воздерживаются от инвестирования в Россию из-за неурегулированности рынка и отсутствия внятных правил игры. Так, в стране по-прежнему большую долю - по некоторым оценкам около 40% - составляет «левая» и контрафактная водка. Приводимые «Росспиртпромом» объемы легально произведенной водки в 2006 году составили всего 119 млн дал, что значительно меньше того, что было продано через цивилизованную розницу. Не добавляют оптимизма и действия госчиновников, которые постоянно меняют правила игры. Достаточно вспомнить, как лихорадило рынок из-за проблем, возникших после введения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) летом прошлого года. Тогда большинству производителей пришлось останавливать производственные линии на месяц, а то и на два - на три.
Все это влияет на цены, которые иностранцы готовы заплатить за российские активы. Так если эксперты оценивают бизнес «Парламент Групп» в $200-300 млн, то «красной ценой», которую CEDC за них выложит, называют сумму в $40-50 млн, что, кстати, может в итоге стать причиной срыва сделки.
Возможно, ситуация изменится после присоединения России к ВТО. Ведь как только это произойдет, российский рынок начнут осваивать крупнейшие розничные сети, а это даст возможность иностранным производителям осваивать рынок по привычной им схеме, через захват полок крупнейших сетевых ритейлеров, с которыми у них давно налажена работа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции