Мусульманский праздник - Ночь Рагаиб - День женитьбы родителей Пророка Мухаммада
Первая ночь с четверга на пятницу месяца Раджаба - месяца, когда был зачат пророк Мухаммад, имеет название Рагаиб, что в переводе с арабского языка означает мечты, желания. Произошло бракосочетание родителей пророка Мухаммада - Абдулы и Амины. По преданиям, на землю в это время спустился сонм ангелов и свет пророчества перешел от Абдулы к его сыну. Ночь Рагаиб - первая в священном месяце Раджаб. В это время мусульманам желательно больше молиться, даже ночью, соблюдать пост и совершать богоугодные дела. Тогда, по убеждению верующих, милость Всевышнего многократно увеличится. За намаз, пост, милостыню и прочие верослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать. О ценности ночи Рагаиб говорится в различных хадисах. Пророк Мухаммад говорил о достоинствах исполнения верослужений в месяце Раджаб. Некто пожилой посетовал, что не сможет поститься в течение всего месяца. Тогда Мухаммад повелел в ответ следующее: «Ты постись в первый, пятнадцатый и последний день месяца Раджаб. Получишь благодать, равную таковой, как от месяца поста. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Но и не забывай ночи на первую пятницу славного Раджаба».
522 года назад (1485) итальянский мастер Антон Фрязин заложил на Москве-реке старейшую из башен Московского Кремля - Тайницкую
С Тайницкой башни началось сооружение кремлевских укреплений. Под башней был вырыт тайник-колодец, которому башня и ее ворота обязаны своим названием. В случае осады через этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. Башня была построена в 1485 году Антоном Фрязиным (Антонио Джиларди). В конце XVII века над башней был возведен шатер. К сожалению, башня, построенная в XV веке, до нас не дошла: в 1770 году ее снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского дворца по проекту В.Баженова. Однако уже в 1771-1773 годах башня была восстановлена с последующей надстройкой шатрового верха. В 1930 году стрельница была разобрана, а ворота и тайники заложены. По аналогии с башней назван Тайницкий сад, располагающийся вдоль кремлевской стены, выходящей к берегу Москвы-реки. Здесь находилась Благовещенская церковь с Житным двором, где хранились запасы хлеба для царского двора, а также храм святых Константина и Елены, который впервые упоминается в летописях в конце XIV века. Благовещенская церковь разрушена в 1932 году, а на месте Константино-Еленинского храма, уничтоженного в 1928 году, до середины 1960-х годов устраивались детские новогодние елки. На высоком холме, ограничивающем территорию сада, до Октябрьской революции находился мемориальный комплекс царю-освободителю Александру II, построенный на добровольные пожертвования русского народа в конце XIX века и разрушенный в 1918-1920 годах.
101 год назад (1906) в ходе революции 1905-1907 годов вспыхнуло Кронштадтское восстание матросов и рабочих
Кронштадтское восстание 1906 года проходило почти одновременно с Свеаборгским восстанием (вооруженное выступление матросов и солдат гарнизона крепости Свеаборг на Балтийском море). Весной 1906 года была создана Кронштадтская партийная организация. В мае по поручению Петербургской военной организации в Кронштадт прибыл Дмитрий Мануильский, член коллегии агитаторов при Петербургском комитете РСДРП. Под непосредственным руководством Петербургского комитета и в контакте с военными организациями Финляндии и Прибалтики большевики, воссоздав Кронштадтскую военную организацию в несколько сот человек, развернули подготовку к вооруженному восстанию. 18 июля стало известно о восстании в Свеаборге, которое началось ранее намеченного срока. Эсеры, активно действовавшие в Кронштадте, выступили за немедленное восстание; большевики были против этого, так как подготовка восстания еще не была завершена. Но когда стало ясно, что удержать массы невозможно, большевики, по указанию Петербургского комитета, возглавили выступление матросов и солдат, стремясь придать ему организованный характер. Восстание началось 19 июля. Матросы 1-й и 2-й флотских дивизий (около 6000 человек) вооружились и арестовали офицеров; к восставшим присоединились около 400 рабочих. Был захвачен арсенал, но оружия в нем оказалось мало. Развить успех восставшим не удалось. Неудачей окончилась также попытка захватить почту и телеграф. Подразделения 94-го пехотного Енисейского и лейб-гвардии Финляндского полков ружейным и пулеметным огнем рассеяли плохо вооруженные отряды матросов и рабочих. Успешно начали восстание солдаты минной и саперной рот (всего свыше 1000 человек), захватившие укрепление «Литке», а затем форт «Константин». Но овладеть артиллерией форта не удалось, так как офицеры и часть солдат гарнизона форта вывели орудия из строя. Форт был окружен правительственными войсками и после орудийного обстрела сдался. К утру 20 июля восстание потерпело поражение. Уже в пять часов утра семь минеров, схваченных на форте «Константин», были расстреляны по приговору военно-полевого суда. В тот же день были проведены массовые аресты участников восстания (всего были арестованы свыше 3000 человек, в том числе 80 гражданских лиц). По приговорам военно-полевых судов 36 человек были расстреляны, 130 сосланы на каторгу, 1251 человек осужден на различные сроки тюремного заключения.
114 лет назад (1893) родился Владимир Владимирович Маяковский, поэт
Владимир Маяковский родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву. Учился в московской гимназии, общался со студентами-большевиками, вступил в партию. Трижды подвергался арестам, в 1909 году был заключен в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает «делать социалистическое искусство». Реформатор поэтического языка, Маяковский оказал большое влияние на поэзию ХХ века. В 1933 году Цветаева предрекла: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать». После 1917 года в творчестве поэта - сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150000000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся» (1922) до пьесы «Баня» (1929). Судьба стихов Маяковского при его жизни была трагичной - их не понимали, трагичной была и личная жизнь. 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера Владимир Владимирович Маяковский покончил жизнь самоубийством, оставив письмо, адресованное «Всем»: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят «инцидент исчерпан», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский». 15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек.
27 лет назад (1980) в Москве открылись XXII летние Олимпийские игры
С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина горел огонь игр XXII Олимпиады. На протяжении 15 дней в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Таллине состязались лучшие спортсмены мира. В XXII Олимпийских играх приняли участие спортивные делегации 81 страны общей численностью 8310 человек, в том числе 5748 спортсменов. Из-за бойкота в связи с вводом советских войск в Афганистан на московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран. Спортивные соревнования судили 1245 судей из 77 стран. Игры смотрели по телевидению в 111 странах. Было разыграно 203 комплекта медалей по 21 виду спорта, установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. Призерами Олимпиады-80 стали спортсмены 36 стран. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей. Специально к Олимпиаде было сдано в эксплуатацию 78 объектов. В Москве над малой ареной Лужников появилась крыша, неподалеку расположился универсальный зал «Дружба», похожий на морскую звезду. В Крылатском был построен великолепный велотрек, а рядом - асфальтобетонная велотрасса. Здесь же - гребной канал и поля для стрельбы из лука. За месяц до Олимпиады открыт крупнейший в Европе спорткомплекс «Измайлово» с манежем для тяжелоатлетов. Под одной крышей комплекса ЦСКА на Ленинском проспекте - футбольное поле и легкоатлетический манеж. Параллельно проспекту Мира построен «Олимпийский» проспект с бассейном и самым большим в Европе крытым стадионом, крыша-мембрана которого без единой опоры покрывает площадь четырех футбольных полей. В «Останкино» достраивается олимпийский телерадиокомплекс. Официальным талисманом Олимпийских игр 1980 года стал медвежонок Миша, исконный герой русских народных сказок, исторический символ русской природы. В 1977 году группа советских художников получила задание «рисовать медведей», и из представленных на конкурс эскизов был выбран рисунок Виктора Чижикова, на котором был изображен всем теперь известный улыбающийся медвежонок. В дни Олимпиады его изображение было везде - на значках, конвертах, марках, сувенирах, одежде. А подлинным триумфом Миши стала церемония закрытия Олимпийских игр. Под занавес торжества на поле вышли Лев Лещенко, Татьяна Анциферова с ансамблем «Пламя». Под песню, ставшую гимном Олимпиады-80 - «До свиданья, Москва» (авторы - Александра Пахмутова и Николай Добронравов) огромный коричневый Миша, находившийся в центре стадиона, вместе с многочисленными воздушными шарами стал отрываться от земли. Весь стадион встал, провожая талисман московских Олимпийских игр. Медвежонок, помахивая правой лапой, попрощался со спортсменами, журналистами, болельщиками, организаторами соревнований и плавно взмыл в небо.
13 лет назад (1994) умерла Фаина Григорьевна Раневская
Фаина Григорьевна Раневская родилась 27 августа 1896 года в Таганроге.
Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах. В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992). Умерла Фаина Григорьевна Раневская в Москве 19 июля 1984 года, похоронена на кладбище Донского монастыря. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.