Рейтинг@Mail.ru
Без Пригова культура авангарда осиротела - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Без Пригова культура авангарда осиротела

Читать ria.ru в
Дзен
Смерть Дмитрия Александровича Пригова, внезапная и быстрая. На 66 году жизни - заметная потеря в нашем актуальном искусстве. Пригов - был человек проект. Художник. Поэт. Философ. Человек-театр. Его роль в нашей культуре сравнима, пожалуй, с ролью Энди Уорхола в американской культуре нонконформизма. Каждую минуту жизни он находился в состоянии творчества. Чего стоит его одиозный проект писать стихи каждый день. «У меня план, - говорил Пригов, - три стихотворения в день. Я вынужден писать, чтобы к двухтысячному году закончить 24000 стихотворений».

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.

Смерть Дмитрия Александровича Пригова, внезапная и быстрая. На 66 году жизни - заметная потеря в нашем актуальном искусстве. Пригов - был человек проект. Художник. Поэт. Философ. Человек-театр. Его роль в нашей культуре сравнима, пожалуй, с ролью Энди Уорхола в американской культуре нонконформизма.

Каждую минуту жизни он находился в состоянии творчества.

Чего стоит его одиозный проект писать стихи каждый день.

«У меня план, - говорил Пригов, - три стихотворения в день. Я вынужден писать, чтобы к двухтысячному году закончить 24000 стихотворений».

Почему вынужден?

Потому что принят план. Да еще к дате. С одной стороны так поэт вышучивал хронологическую природу цивилизации, манию жить датами и цифрами, с другой стороны - находился в постоянном состоянии творчества, к которому сам себя же приговорил.

Общение с Приговым для меня было роскошью.

Дмитрий Александрович, чем пахнет белый цвет?

Ну, это всем известно, белый цвет лишен запаха.

А  как же ландыш?

Ландыш сластит, по настоящему белый запах только у льда.

Он жил далеко от центра, в Беляево, в обычном хрущевском доме. В девятиэтажке. Но в этой скуке он сотворил пещеру Аладдина. Все стены увешаны рисунками чудищ. Картины. Фотографии. А еще книги. Тысячи книг. А угощал гостей поэт любимым блюдом своего послевоенного детства - сгущенкой. Он варил банку в кастрюле, и потчевал коричневатой сладостью. Никаких примет заурядного человеческого житья в его доме не было - там витал только гордый и одинокий дух поэта.

Дмитрий Пригов родился 5 ноября 1940 года в Москве. Его отец был инженером, а мать - пианисткой. Это сочетание интеллекта и музыки в Пригове достигло высочайшего напряжения. Начинал он как скульптор. Окончил Московское художественно-промышленное училище. Стихи начал писать в середине 50-х годов. Быстро завоевал известность как яркий представитель концептуализма. Вскоре вошел в конфликт с советской властью, преследовался и был даже принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику (1986). Вышел из клиники только после волны протестов, как в стране, так и за рубежом. В СССР практически не издавался до начала перестройки. В новой России стал одной из самых ярких фигур современной культуры авангарда. Его стихи о «милицанере» вошли в нашу малую классику. Наиболее широко поэт представлен в собрании сочинений в 4-х томах, которое издано в Вене.

Пригов отмечен Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1994), премией им. Б. Пастернака (2002).

О творчестве Пригова вышло несколько книг.

Его интеллект был сокрушителен, как и его память.

В молодости три года он провел в читальном зале библиотеки, где прочел собрания всех философов.

Он любил мысль.

По сути, это был дервиш, странник в ярких одеждах перформанса. Баобаб русского нонконформизма. Экзотический фрукт: ананас. Редкий зверь: жираф. Он был популярен в узких кругах, а в широкой публике чаще вызывал недоумение. Чего стоит хотя бы чтение стихов Пушкина нараспев, в манере буддийских монахов, распевающих священные мантры.

При всей агрессивности выступлений он был добродушен.  Обожал собак. У него был любимый ньюфаундленд. Для общения на равных Пригов вставал на четвереньки и что-то глубокомысленно рычал. Пес его понимал. Клал лапы на плечи.

Последний раз я разговаривал с Приговым, весной,  на выставке «Верю» в подвалах Винзавода. Выставка проходила под лозунгом: проект художественного оптимизма.

Пригов выставил самый ударный объект всей большой экспозиции - настоящий огромный экскаватор, замотанный в черную ткань. На виду был только исполинский ковш с сияющими зубьями.

И как называется ваша работа?  Спросил я.

Подземные гады жмутся поближе к человеку, ответил Пригов невозмутимо.

А в чем оптимизм этого гада?

Ну, он же закутан, тем самым его хищная суть менее агрессивна, сказал художник.

Без Дмитрия Александровича Пригова культура нашего авангарда осиротела.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала