Северная Корея официально подтвердила факт остановки своего единственного ядерного реактора в Йонбене. Эту новость приветствовали Южная Корея и США.
В остановке реактора должна убедиться группа инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которые в пятницу впервые с 2002 года прибыли в Северную Корею.
5-мегаваттный ядерный реактор в Йонбене был введен в эксплуатацию в 1960-х годах, когда, по мнению ряда экспертов, в КНДР были начаты работы по применению ядерной энергии в военных целях.
Вместе с тем, в 1985 г. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 г. - с Республикой Корея - соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны, а в 1992 г. - с МАГАТЭ - договоренность о допуске к ядерным объектам сотрудников агентства. Согласно результатам последовавшей проверки, КНДР действительно вела работы по производству необходимого для производства боевых зарядов оружейного плутония.
В 1994 году наметился первый ядерный кризис на Корейском полуострове.
Во время президентства в США Билла Клинтона Вашингтон и Пхеньян договорились о замораживании ядерного реактора в Йонбене взамен на строительство на территории КНДР двух легководных реакторов, которые трудно использовать для производства оружейного плутония. Строительство предполагалось закончить в 2003 году, и до ввода в строй первого реактора американцы должны были поставлять в КНДР мазут для тепловых электростанций. Параллельно Пхеньян и Вашингтон вели переговоры о нормализации двусторонних отношений. Но сроки строительства АЭС в КНДР оказались сорванными. Ничего, кроме бетонного фундамента, Пхеньян не получил, и 10 января 2003 г. КНДР заявила о выходе из ДНЯО.
В переговорах принимали участие КНДР, Китай, Япония, США, Россия и Южная Корея. Их первый раунд закончился в конце августа 2002 года без ощутимых результатов, после чего КНДР заявила о "бесполезности и бесперспективности переговоров, в первую очередь с США, которые не готовы идти ни на какие уступки". Однако впоследствии КНДР согласилась на продолжение контактов.
Пхеньян требовал от Белого дома экономической помощи и подписания договора о ненападении. В свою очередь, американская администрация настаивала на том, чтобы в Северную Корею были допущены международные инспекторы. Президент США Джордж Буш пообещал предоставить Северной Корее письменные гарантии безопасности.
В декабре 2004 года прошли еще три раунда переговоров между Россией, Китаем, США, Японией и обоими корейскими государствами, однако они не привели ни к каким конкретным договоренностям. 11 ноября 2005 года на пятом раунде шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР был объявлен перерыв "на неопределенное время". Тогда представители России констатировали, что "подвижек в позициях КНДР и США нет".
13 февраля 2007 года шестерка ядерных держав договорилась об остановке и выведении из строя ядерного реактора в Йонбене в течение 60 дней в обмен на предоставление Пхеньяну энергетической помощи и переговоры о нормализации его отношений с США и Японией.
Правда, к 14 апреля 2007 года ядерная программа КНДР, которая в октябре прошлого года увенчалась подземным ядерным испытанием, все еще не была свернута - Пхеньян ожидал подтверждения того, что $25 миллионов с замороженных счетов КНДР в одном из банков Макао возвращены их владельцам.
Счета в банке Banco Delta Asia были заморожены по требованию министерства финансов США под предлогом борьбы с отмыванием денег и распространением фальшивых долларов.
Средства с размороженных счетов КНДР в Макао сначала поступили в Федеральный резервный банк Нью-Йорка, откуда были переведены в Центробанк России. В свою очередь, ЦБ РФ переслал северокорейские миллионы на счета клиентов Северной Кореи в российский Дальневосточный коммерческий банк.
Выполнение второго условия - поставок топлива - началось 12 июля, когда из южнокорейского порта Ульсан в Сеул отправился первый танкер с мазутом. Это первая часть из 50 тысяч тонн топлива, которые Южная Корея должна поставить за свой счет в КНДР.
На втором этапе Северная Корея должна предоставить список других ядерных объектов, в том числе задействованных в программе производства оружейного урана, необходимого для производства ядерного оружия, и остановить работы на этих объектах в обмен на еще 950 тысяч тонн топлива для своих электростанций.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников