Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
В пятницу "Газпром" и французская нефтегазовая компания Total подписали соглашение о совместной разработке гигантского Штокмановского газового месторождения, находящегося в Баренцевом море в 500 километрах от российского берега. Потенциальные запасы «голубого топлива» на нем доходят до 3,7 трлн. кубометров газа, а общая стоимость освоения проекта оценивается в сумму до $30 млрд. Сделка такого масштаба могла произойти только после одобрения на самом высоком уровне. Поэтому допуск французов на Штокман связывают с потеплением отношений между Россией и Францией после знакомства Владимира Путина с новым французским президентом Николя Саркози.
Соглашение, подписанное с французами, касается первой фазы разработки Штокмановского месторождения. Оно предусматривает, что добыча газа в объеме 23,7 млрд. кубометров, который пойдет по газопроводу «Северный поток», начнется в 2013 году, а сжиженный природный газ из сырья, добытого на месторождении, начнут производить в 2014 году. С этой целью будет создано СП, которое станет собственником инфраструктуры проекта (75% -- «Газпром»***, 25% - Total). При этом "Газпром" будет единоличным собственником лицензии на месторождение и, соответственно, всего объема добываемых углеводородов.
Российская газовая монополия долго размышляла над тем, допускать ли иностранные компании к разработке Штокмана. С одной стороны, Россия не хотела отдавать контроль над этим ключевым месторождением иностранцам. С другой, без западных капиталов, а, главное, технологий по производству сжиженного природного газа приступить к его разработке было практически невозможно. В результате в конце прошлого года было принято «соломоново решение»: иностранцев на Штокмановское месторождение пустить, но его запасы полностью сохранить за «Газпромом». Такое решение полностью соответствует нынешней стратегии России в отношении своих нефтегазовых ресурсов: допускать иностранный капитал только при условии сохранения государственного контроля над месторождениями.
Но успех именно французской Total, взятой «Газпромом» в партнеры, стал во многом неожиданностью. Ее попытки войти в нефтегазовые проекты в России в последние годы заканчивались неудачей. К тому же считалось, что пришедший к власти во Франции новый президент Николя Саркози будет больше ориентироваться на США, а франко-российские отношения охладятся. Однако заметно потеплели во время саммита «большой восьмерки», прошедшей в июне в Германии. Российский и французский президенты поладили, видимо, потому, что оба оказались прагматиками. В среду 11 июля Путин поговорил с Саркози по телефону и обсудил «топливно-энергетическую сферу», а уже в четверг «Газпром» заявил, что пригласит на Штокман именно Total.
Впрочем, не исключено, что впоследствии к освоению Штокмана подключатся и другие крупные западные компании. Об этом уже заявили в «Газпроме». Как известно, основными конкурентами французов по Штокману выступали американские (Chevron и ConocoPhillips) и норвежские (Hydro и Statoil) нефтегазовые гиганты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции