МОСКВА, 13 июл - РИА Новости. Телефонной связи в Москве исполняется 125 лет.
13 июля 1882 года в столице открылась первая ручная телефонная станция на Кузнецком мосту, 6 (дом Попова).
Первым абонентом стал купец первой гильдии Попов, московский "чайный король", в чьем доме и была размещена аппаратура первой московской телефонной станции.
Всего же первый список абонентов включал 26 номеров и был опубликован в "Московских ведомостях" за два дня до запуска телефонной станции. Номера абонентов состояли всего из трех цифр. Первыми абонентами стали Страховое общество, ведущие московские театры, крупнейшие рестораны и банкирские дома, а также частные лица - известнейшие и богатейшие люди того времени.
Новая услуга была недешевой и сопоставимой с предметами роскоши: абонентская плата составляла 250 рублей в год (для госучреждений - 125 рублей). К примеру, в то время за 250 рублей в год можно было арендовать квартиру.
К концу 1882 года монтированная емкость московской станции составляла 800 номеров, а число абонентов возросло до 246.
В последующие годы полным ходом шло дальнейшее подключение абонентов, и уже в 1889 году был преодолен первый тысячный рубеж.
Телефонисток, или "телефонных барышень", нанимали только из семей дворянского сословия, как правило, обедневших. Девушки должны были быть высоки и длинноруки (размах рук должен был составлять 1 метр 52 сантиметра), чтобы девушка могла дотянуться штекером до самого высоко расположенного гнезда телефонной аппаратуры.
Девушки обязательно должны были быть незамужними. Как только девушка выходила замуж, ее увольняли: считалось, что замужняя женщина должна полностью посвящать себя семье. Собравшись замуж, девушка знакомила своего избранника с руководством станции, которое должно было дать благословение на брак.
Первую концессию на обслуживание москвичей выиграла Международная телефонная компания Белла. В 1900 году концессия на эксплуатацию московской телефонной сети перешла Шведско-Датско-Русскому телефонному обществу, предложившему на торгах наименьшую абонентскую плату - 79 рублей. Благодаря более чем трехкратному снижению абонентской платы, телефон из предмета роскоши стал средством связи, которое было по карману москвичу со средним достатком.
На сегодняшний день "Московская городская телефонная сеть" (МГТС), правопреемница первой московской телефонной компании - одна из крупнейших в Европе компания местной проводной связи. Компания обслуживает более 4,3 миллиона абонентов, в том числе 3,6 миллиона - физических лиц. На сети действует 527 телефонных станций. Таксофонная сеть компании насчитывает на сегодняшний день около семи тысяч аппаратов.
С 2004 года МГТС проводит масштабную реконструкцию сети, которая завершится в 2012 году, когда сеть компании будет полностью цифровой. Сейчас цифровизация сети МГТС составляет более 42%, а к концу 2007 года достигнет, по прогнозам, 54%.
Ежегодно компания вводит в эксплуатацию более 500 тысяч номеров, большая часть из которых идет на замену устаревшего оборудования.
Абоненты цифровых телефонных станций могут, помимо голосовых, воспользоваться рядом дополнительных услуг, в том числе прием и отправка SMS-сообщений, цифровой определитель номера, переадресация и удержание звонка, организация "горячей линии" и конференц-связи. Эти услуги можно заказать дистанционно, путем набора определенных кодов на телефонном аппарате. Кроме того, абонент может завести "мобильный домашний" телефон. Суть этой услуги заключается в том, что абонент МГТС получает SIM-карту для мобильного телефона с номером, последние семь цифр которого совпадают с номером домашнего телефона.
Сеть таксофонов МГТС насчитывает около семи тысяч устройств. Таксофоны МГТС умеют отправлять SMS-сообщения, электронную почту, подключены к междугородной и международной связи. Также на таксофонной сети компании есть web- и GSM-таксофоны. В планах МГТС - установка 200 Wi-Fi-таксофонов, оборудованных точками беспроводного доступа в интернет.
В настоящее время МГТС внедряет решения по построению сетей следующего поколения (NGN). Такие сети обеспечивают предоставление неограниченного набора услуг с гибкими возможностями по их управлению, персонализации и созданию новых услуг за счет унификации сетевых решений.