Рейтинг@Mail.ru
Командор театра - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Командор театра

Читать ria.ru в
В эти дни театральная общественность России чествует великого российского режиссера Петра Наумовича Фоменко. 13 июля ему исполняется 75 лет, но и десять и даже 20 лет назад Фоменко уже получил негласный статус живого классика. Среди всех его наград: Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002), лауреат премии «Триумф», премии им. Г. Товстоногова и прочих и прочих, есть, на мой взгляд, одна наиболее точная - это французская награда, орден Командора искусств и словесности. Творческий дар Фоменко возник на стыке музыки и слова.

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.

В эти дни театральная общественность России чествует великого российского режиссера Петра Наумовича Фоменко. 13 июля ему исполняется 75 лет, но и десять и даже 20 лет назад Фоменко уже получил негласный статус живого классика. Среди всех его наград: Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002), лауреат премии «Триумф», премии им. Г. Товстоногова и прочих и прочих, есть, на мой взгляд, одна наиболее точная - это французская награда, орден Командора искусств и словесности. Творческий дар Фоменко возник на стыке музыки и слова.

Петр Фоменко (1932) москвич, где окончил музыкальную школу им. Гнесиных, затем училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Он был ярким учеником, ему прочили прочное будущее. Казалось бы, судьба предопределена, однако Фоменко продолжает учиться. Он поступает на филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, который оканчивает в 1955 году. Ему уже 23 года, в послевоенную пору это зрелый возраст мужчины. И что же? Фоменко вновь продолжает учиться - он поступает на режиссерский факультет ГИТИСА и в 1961 году получает диплом театрального режиссера.

Только теперь он считает себя готовым к профессии. Позади 15 лет непрерывной учебы, три диплома, именно здесь рождается уникальный фоменковский стиль, где творчество понимается как своеобразная форма учёбы у классиков. Приступая к постановке произведений Льва Толстого, Пушкина, Гоголя, Метерлинка, он сначала досконально изучает эпоху, затем опыт прежних театральных работ, затем втягивает в этот бесконечный урок театральную труппу, после чего представляет публике этот урок в форме спектакля.

Эта манера требует исключительного сближения постановщика и актеров, требует долгих репетиций, взывает к честности общей работы, не терпит халтуры, сиюминутности, фальши и Фоменко пришлось долго и трудно настаивать на своем понимании дела, доводить до сумасшествия дирекцию театра, до изнеможения труппу, прежде чем явить публике блистательный результат. По сути, он работает с труппой как дирижер с оркестром по партитуре, задача невероятно сложна - слить слово и музыку в творческом акте.

Его профессиональный путь был весьма непрост и извилист.

Первое время Фоменко скитается между театрами, ставит детские спектакли в Центральном детском театре, работает в студии МГУ «Ленинские горы», медленно, но его рейтинг растет и в 1966 году Фоменко, наконец, ставит в театре им. Маяковского свой первый знаменитый спектакль пьесу Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка наделала много шума, но, несмотря на успех, была снята из репертуара. В апофеозе абсурда, партийная цензура увидела знакомые черты советского образа жизни.

Фоменко пришлось перебраться в Ленинград.

Долгие годы он живет между двух столиц, снова и снова показывает высочайший класс работы и, наконец, в 1977 году становится главным режиссером Ленинградского театра Комедии. Он ставит множество спектаклей (всего за свою жизнь Фоменко осуществил больше 60 театральных постановок, внушительная цифра!) среди которых можно выделить «Лес» Островского, «Мизантроп» Мольера, «Сказки Арденского леса» Шекспира. Но его известность в те годы больше укреплялась работой на Центральном телевидении. В жанре телеспектаклей  Фоменко поставил целый ряд замечательных работ: пушкинский цикл «Пиковая дама», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик» и серию постановок по  Льву Толстому: «Детство. Отрочество. Юность» и «Семейное счастье».

Однако вершины жизни Фоменко встретил решительным отказом от привычного образа жизни, оставил репертуарный театр и с головой ушел в педагогику. С начала 80-х годов он  преподает в ГИТИСе, в этих стенах он находит пристанище на долгие годы, тут его рай, здесь он может снова учить и учиться. Тут его душа достигает состояния гармонии и начинает творить на полную силу. Так возникает главный феномен его жизни - мастерская и ученики. Пожалуй, после Станиславского в русском театре не было столь яркого феномена. Сегодня среди учеников Фоменко целая плеяда звезд: режиссеры Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Миндагаус Карбаускис, Владимир Епифанцев... актеры: Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, Евгений Цыганов, Ирина Пегова.

Легендой стали последние постановки мастера: «Одна абсолютно счастливая деревня» по Вахтину, «Война и мир. Начало романа», «Три сестры», «Он был титулярный советник».

С тщательностью звездочета Петр Фоменко наблюдает созвездия современного театра. В 1993 году его мастерская получает статус театра «Мастерская Петра Фоменко»; сейчас для мастерской строится новое уникальное здание в центре Москвы. Что может быть  большим выражением признания  таланта Командора музыки и слова  в его юбилей...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала