Санобар Шерматова, член Экспертного совета РИА Новости.
Имена старших дочерей президентов Казахстана, Узбекистана и бывшего руководителя Киргизии вновь на слуху. Даригу Назарбаеву средства массовой информации отправили в политическую ссылку. Гульнаре Каримовой оппозиционные сайты прочат высокую должность. Бермет Акаева, находящаяся в Бишкеке под домашним арестом, борется за свое политическое будущее.
Основанием для слухов об опале 45-летней Дариги Назарбаевой стало ее отстранение от руководства пропрезидентской партии «Нур-Отан», которую недавно возглавил ее отец. Фамилия Назарбаевой не значится и в списках кандидатов в депутаты от партии власти. Таким образом, путь в парламент для дочери президента на предстоящих в августе выборах оказался закрыт. На прошлых выборах Назарбаева прошла в нижнюю палату парламента по спискам партии «Асар», которую она создала и возглавляла. Однако впоследствии «Асар» слилась с пропрезидентской партией «Нур Отан», которая теперь неожиданно для многих дистанцировалась от Назарбаевой.
Наблюдатели полагают, что сбой в карьере старшей дочери президента произошел по вине ее мужа Рахата Алиева, уволенного весной этого года с должности посла Казахстана в Австрии. Он был обвинен в похищении совладельцев банка и объявлен в международный розыск. Полиция провела обыски не только в доме супругов, но и в жилище отца Рахата, академика и члена политсовета партии «Нур Отан» Мухтара Алиева. Последнее можно отнести к разряду беспрецедентных событий. Если отношения президента со старшим зятем и раньше складывались непросто (Алиев в разное время за провинности отстранялся от занимаемых должностей), то президентский сват, уважаемый в республике ученый, до сих пор являлся персоной неприкасаемой. Последним ударом, разрубившим связи между семьями Назарбаевых и Алиевых, стал скорый развод супругов, на который, по словам Рахата Алиева, его жена пошла под давлением отца.
Версия о том, что дочь президента принесла в жертву свой брак ради политики (как можно понять из единственного комментария Дариги) или под нажимом отца, возможно, удобна для самой Назарбаевой. По наблюдениям близких к семье людей, ее брак тихо распался раньше, чем об этом известили общественность. В последние годы она была больше близка к отцу, чем к мужу. И ничего не указывает на то, что Назарбаева поддерживала президентские амбиции супруга. Сам Рахат Алиев, задержанный в Вене и выпущенный под крупный денежный залог, рассказал, что уголовное дело против него появилось после разговора с Назарбаевым, где он сказал о намерении баллотироваться в президенты.
Зять, претендующий на кресло тестя, - отнюдь не новый сюжет в богатой событиями политической жизни Центральной Азии. Несколько лет назад муж Гульнары Каримовой, американский предприниматель узбекского происхождения Мансур Максуди, был отлучен от семьи, в том числе и по политическим мотивам. Конечно, Максуди не объявлял открыто, что претендует на президентский пост (не та страна, не тот президент). Но в его случае оказалось достаточно слуха о том, что старший Максуди при каждом удобном случае представлялся отцом будущего президента Узбекистана. К тому же, как признавалась Каримова, они с мужем не сошлись характерами.
Дочь - не зять, и предположения о том, что Гульнару готовят в преемники, вновь оживились на фоне ожидаемых в конце года президентских выборов в Узбекистане. Только теперь Каримову прочат в хокимы (губернаторы) крупной Кашкадарьинской области. Выбор, как утверждают, не случайный: в конце 80-х годов руководитель Кашкадарьинского обкома партии Ислам Каримов был утвержден на пост первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана, и с тех самых пор бессменно стоит у руля власти. «Счастливая» в жизни отца область должна, якобы, по пожеланию отца, обеспечить хороший старт карьере дочери.
На пути этим планам может встать сама Каримова, которая предпочитает заниматься модельным и ювелирным бизнесом. Трудно представить эту 35-летнюю хозяйку роскошных приемов, которые посещают высокопоставленные российские политики и бизнесэлита, занимающейся сводками хлопкозаготовок и рапортующей о выполнении государственного задания, как это делают другие губернаторы узбекских областей. Но для ее отца, равно как и президента соседнего Казахстана, нет иного варианта передачи власти, как готовить преемника из числа детей.
Дарига Назарбаева раньше двух других президентских дочерей вступила на поприще политики. До сих пор она занимала особое место в окружении президента: была помощником отцу, но находилась всегда на определенной дистанции, дающей ряд преимуществ. С одной стороны - Назарбаева ассоциировалась с курсом президента, но выступала как самостоятельный политик. Так, в 2005 году партия «Асар» публично раскритиковала действия правительства, заявив в письме в адрес премьера, что планы по продаже на Западе акций стратегического актива казахстанской экономики «идут вразрез с долгосрочными интересами Казахстана». Речь шла об акциях компании «Разведка- Добыча Казмунайгаз». В казахских СМИ это заявление назвали «пробным шаром», пущенным для проверки реакции общества. Что любопытно, продажа компании впоследствии была приостановлена.
Как заметил в то время советник Назарбаева Ермухамет Ертысбаев: «Желание дочери помочь отцу не просто в осуществлении проводимого курса, но преодолеть политическую апатию граждан - это нормально». Причины слияния партии «Асар» с пропрезидентской «Отан» Нурсултан Назарбаев посоветовал дочери объяснить так: «Скажи асаровцам - нас направили выполнить конкретную боевую задачу. Мы выполнили и вернулись к отцу». Последняя фраза многое объясняет в отношениях отца и дочери Назарбаевых. Логично предположить, что и теперь Дарига займет традиционную позицию помощника на дистанции. Говорят о двух постах - министра культуры и информации или члена Сената.
Президентские дочери обречены заниматься политикой, отвечает это их пожеланиям или нет. Полноценные гарантии их семьям может обеспечить только преемственность власти. Пример семьи Акаевых, против членов которых новые власти возбудили уголовные дела, для действующих лидеров Центральной Азии стала наукой. Сегодня Бермет Акаева вместе со своими сторонниками ожидает в Бишкеке судебного процесса по обвинению в организации беспорядков. 36-летняя дочь бывшего президента Киргизии, низложенного два года назад в результате народных волнений, баллотировалась в парламент по освободившемуся мандату, но за три дня до голосования была отстранена от участия в выборах. Земляки Акаевой (она баллотировалась от Кеминского района, малой родины ее отца) и сторонники соперничающих кандидатов, устроили митинг у здания районного суда после того, как судьи сначала приняли решение допустить дочь бывшего президента к выборам, а затем отменили свое собственное решение. Группа митингующих пыталась взять штурмом здание суда, в инциденте обвинили Акаеву. По мнению правозащитников, в отношении дочери бывшего президента допущены нарушения законности, а домашний арест без права переписки - процедура, вообще не прописанная в Уголовном кодексе - применена, как они считают, чтобы припугнуть Акаеву и заставить ее держаться подальше от киргизской политики. Получится ли - большой вопрос. В лице Акаевой ее противники столкнулись с твердым и целеустремленным характером, а уровень открытости общества позволяет в какой-то степени обуздывать произвол власть имущих. Так что рано или поздно, но Бермет Акаева имеет шансы найти свое место в киргизской политике.
О перспективах Дариги Назарбаевой и Гульнары Каримовой можно говорить более конкретно. Их судьба - встать рядом со стареющими отцами - президентами, чтобы облегчить их ношу. Будь они сыновьями - вполне возможно, могли бы в полном смысле унаследовать власть, как это произошло в Азербайджане. Президент- женщина в Центральной Азии - это вопрос будущего. К тому же лидеры этих стран не собираются отдавать власть даже преемнику. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, утвердивший поправки к Конституции, теперь имеет право баллотироваться на этот пост без ограничений. К выводу, что самым надежным гарантом семьи может быть только он сам, видимо, пришел и президент Узбекистана Ислам Каримов, который, по всем признакам, собирается выставить свой кандидатуру на предстоящих в декабре президентских выборах. Излишне говорить, кто именно станет победителем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции