Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Ватикан выступил с заявлением, в котором в очередной раз заявил, что лишь католическая церковь является истинной церковью Христа. Остальным христианским церквям Ватикан, правда, оставил толику утешения, признав, что и в них содержится частица святости. Но не более того.
С одной стороны заявление довольно неожиданное, учитывая, что при новом понтифике было сказано немало слов и сделано немало вполне определенных жестов в сторону сближения с Русской православной церковью (РПЦ).
Раздавались даже оптимистичные прогнозы относительно того, что может, наконец, состояться и личная встреча Бенедикта XVI и российского патриарха Алексия. Оптимизм подкреплялся убеждением многих в том, что нынешний понтифик, в отличие от предыдущего, отнюдь не либерал, а, значит, его консервативные взгляды должны быть ближе к взглядам ортодоксальной РПЦ. Более того, уже планировался в середине июля приезд в Москву архиепископа Кипра Хризостома II, в задачу которого, как все предполагали, входили переговоры о возможной личной встрече патриарха Алексия с Папой Римским.
О чем будет говорить теперь архиепископ, не ясно. Конечно, встреча в любом случае была бы полезной, поскольку между Ватиканом и РПЦ накопилось немало и чисто житейских проблем, но ясно, что после слов, прозвучавших из Рима, богословские дискуссии становятся неуместными, а реального сближения двух церквей не произойдет.
С другой стороны, претензии Ватикана на исключительность сенсацией никак не назовешь. Это его старая, если не сказать, древняя и хорошо известная позиция, поэтому РПЦ отреагировала на заявление абсолютно хладнокровно, заметив лишь, что оно хотя бы является честным, то есть, накануне переговоров о теоретически возможной встрече понтифика и патриарха, католическая церковь открыто еще раз обозначила свою принципиальную позицию.
Не исключаю, что и в Москве, и в Ватикане при этом даже вздохнули с некоторым облегчением. Поговорить о житейских проблемах можно и даже полезно, а вот вступать в богословский диспут - себе дороже. Договориться на этом поле шансов практически нет, а вот испортить едва налаженные контакты и атмосферу хрупкой терпимости, можно легко. Так что о главном лучше и не говорить. Особенное облегчение, вероятно, испытали в московском патриархате, поскольку фактически от серьезного диспута отказалась не РПЦ, а Ватикан.
Немалое облегчение, полагаю, испытала и паства, причем, как православная, так и католическая. Паства в еще меньшей степени, чем католические и православные пастыри готова к компромиссу. Не раз замечал, общаясь с иерархами обоих церквей, что, чем выше поднимаешься по церковной пирамиде, чем меньше фундаментализма и, наоборот, больше желания слушать и понимать собеседника. Внизу пирамиды слишком часто форма доминирует над душой, наверху, слава Богу, душа чаще побеждает форму.
В самом худшем положении остались те христиане, для которых вера важнее той или иной церкви, те люди, что создали храм в собственном сердце и душе. Но и это, к сожалению, не ново.
Напомню, что в 1937 году все христианские церкви (за исключением католической) впервые за множество веков после раскола попытались договориться о воссоздании Единой Вселенской церкви. Попытка была обречена на неудачу, хотя бы уже потому, что на встрече отсутствовал Ватикан. Вывод, собравшихся был для христианства необычайно горек. Церковь, конечно, где-нибудь да есть, но может быть, вся она состоит сейчас только из рассеянных по всему свету мирян. Чуть иначе, ту же саму мысль выразил и тогдашний архиепископ Йоркский: «Где Христос в сердцах человеческих, там и Церковь». На этом и разошлись.
Учитывая нынешние далеко не простые для христианства времена, позиция Ватикана, опирающаяся на древние и далеко не бесспорные заветы, написанные людьми, которыми двигали в ту пору не только духовные убеждения, но и вполне определенные экономические и политические интересы, не убеждает.
Вместо того, чтобы объединять свои усилия, христианство все чаще напоминает тот знаменитый оркестр на борту тонущего «Титаника», который медленно, но неуклонно - под вдохновенную музыку - уходит на дно.
Хватит спорить. Все равно нынешнему поколению христиан, точно так же, как и прошлому, не достанет времени, чтобы разобраться, кто из них более свят и угоден Господу.
Господь разберется и без их помощи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции