Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, для РИА Новости.
Российский Газпром и итальянский концерн Eni подписали Меморандум о строительстве газопровода «Южный поток», по которому из России в Европейский Союз (ЕС) будет поступать 30 млрд. куб. м газа в год. Партнеры полагают, что это будет газ из Казахстана, где его добывает Eni, а также среднеазиатский газ, который покупает Газпром. Анонсировав новый масштабный проект, Москва продемонстрировала, что держит инициативу черноморского сотрудничества в своих руках. И это далеко не всех устраивает.
Новый маршрут призван в первую очередь сократить зависимость производителей газа от стран-транзитеров. Не случайно, поэтому, сообщение о проекте было критически воспринято на Украине и в Белоруссии, через территорию которых сейчас идет основной поток российского газа в Европу. Новая труба не только серьезно сократит их доходы от транзита, но и станет новым сильным козырем России в дальнейших ценовых переговорах, а также в случае несанкционированных отборов газа в тех случаях, когда переговоры о ценах заходят в тупик. Не меньшие опасения вызывает сокращение транзитных поставок и в связи с постепенным сокращением газпромовских поставок в страны СНГ. Если в 2000 г. бывшие советские республики получили 65 млрд. куб. м российского газа, то в 2006 г. - меньше 45 млрд. Согласно одобренной в конце июня Правлением Газпрома новой редакции инвестиционной программы компании, на 2015 год запланировано сократить этот объем до 10 млрд. куб. м.
Кроме того, «Южный поток» пройдет не через территорию Турции, а напрямую из России в Болгарию по дну Черного моря. Таким образом, Россия диверсифицирует маршруты поставок газа в Европу, избегая зависимости от одного транспортного узла. Естественно, прокладка новой ветки в коридоре «Голубого потока» была бы дешевле, чем по дну моря в Болгарию. Однако тогда суммарная пропускная способность обоих «Потоков» составила бы порядка 48 млрд. куб. м, и Турция получила бы серьезные возможности для влияния на российские поставки. Чего, похоже, не хотят ни в Москве, ни в европейских столицах. Сыграла свою роль и откровенная поддержка Турцией транскаспийского газопровода «Набукко» в обход России. Теперь же этот проект оказывается под угрозой - сомнительно, что удастся добиться его рентабельной работы при наличии «Южного потока», который, к тому же, уведет часть каспийского (казахстанского) газа. «Газовые и нефтяные проекты, предложенные Россией с начала этого года, задевают проекты, в которых участвует Турция, несмотря на то, что Анкара не хочет принять это», - цитирует агентство Reuters чиновника турецкого министерства энергетики, пожелавшего остаться неназванным.
И не только интересы Турции оказываются затронутыми новым газопроводным проектом. С 10 августа 2007 г. в Баку объявили, что азербайджанский газ будет поставляться в Грецию через турецкую систему газопроводов. До конца года Турция планирует поставить Греции до 800 млн. куб. м газа по цене 149 долл. за тыс. куб. м. Однако за этими планами стоит долгий период разногласий между Баку и Анкарой. Иметь Турцию в качестве транзитера - удовольствие сомнительное. Все поставщики добиваются возможности свободного экспорта в Европу, и всем Анкара сообщает, что намерена перепродавать их газ. Если же экспортеры не согласны, Турция дает понять, что сократит у них импорт, отдав предпочтение конкурентам. Для оказания эффективного давления на экспортеров, Анкара собирается купить ориентировочно 21 млрд. м3 в России, от 2 до 10 млрд. м3 в Египте, 8-10 млрд. в Иране, 0.8 млрд. м3 в Азербайджане.
Почти сразу после объявления о старте «Южного потока» Хильми Гюлер, министр энергетики и природных ресурсов Турции, сказал, что его страна и Азербайджан урегулировали разногласия по поставкам каспийского газа в Европу. Тогда как ранее Баку угрожал Анкаре обращением в международный суд из-за невыполнения обязательств по закупке газа и некоторых других пунктов контракта. Азербайджанские поставщики газа давно добиваются от Турции повышения цены, оговоренной контрактом пятилетней давности, со $120 до $200-240 за 1000 кубов, и права свободного экспорта в Грецию и Италию.
Поэтому сегодня реальность поставок азербайджанского газа в Грецию не очевидна. Тем более вызывает сомнения цена ($149 за тыс. куб. м) - такого рода откровенный демпинг вряд ли поможет Баку закрепиться на греческом рынке путем вытеснения Газпрома. Зато в случае запуска «Южного потока» азербайджанской стороне выгодно будет сотрудничать с владельцами газопровода, а не играть в ценовые войны.
В то же время, существование конкурирующего проекта «Набукко» заставляет и Газпром спешить с подготовкой строительства. Здесь многое будет зависеть от позиции стран-транзитеров (они же - импортеры). Поэтому новый проект сопровождала и серьезная политическая поддержка. Не случайно меморандум был подписан за день до поездки президента РФ В. Путина в Загреб на Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству. «Южный поток», напрямую связывающий Россию и Балканы, обещает странам региона дополнительные сотни миллионов долларов от транзита российского газа. По некоторым расчетам в среднем транзитные страны получат по $300 млн. в год.
Существуют и более весомые интересы балканских стран. Так, Греция заявляет о готовности присоединиться к реализации проекта. Кроме объективных экономических дивидендов от этого проекта Греция, которая является участницей прокладки нефтепровода Бургас - Александруполис, станет международным узлом распределения энергетических ресурсов. Конкурирующим с Турцией.
Проект нового газопровода стал демонстрацией намерений Москвы усилить свои позиции в черноморско-балканском регионе. В традициях последних лет инструментом здесь становится очередной энергетический проект. Хотя формально российская сторона говорит о собственных интересах. Путин, выступая перед журналистами в Стамбуле, заявил, что «Южный поток» отвечает национальным интересам России, поскольку предоставляет прямой выход на конечного потребителя.
Но, как показал состоявшийся в конце июня в Стамбуле саммит Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) обозначилась новая линия противостояния в Причерноморье. В состязание за влияние в регионе вступили Россия и Европейский союз. Анонсировав новый масштабный проект, Россия показала, что держит инициативу черноморского сотрудничества в своих руках и занимает сильные позиции в регионе - прежде всего, благодаря энергетике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции