Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
Теперь уже очевидно, что инициативы Путина в вопросе ПРО поставили США и Европу перед необходимостью выбора. Если принять предложения российского президента, придется отказаться от собственного плана по созданию в Европе ПРО. Если же и далее настаивать на собственной ПРО в Европе, то придется поставить под сомнение приглашение России к стратегическому партнерству.
При всем успехе визита Владимира Путина к Джорджу Бушу-младшему в Кеннебанкпорт диалог президентов в контексте решения вопроса размещения Соединенными Штатами своей ПРО в Европе оказался самым трудным. Это естественно.
Наивно было ожидать конкретных решений при нынешнем подходе сторон к проблеме. Для этого либо США надо было отказаться от своего плана создания в Европе третьего позиционного района ПРО, либо России согласиться с тем, что размещаемые в Чехии РЛС и Польше противоракеты ей какой-либо угрозы не представляют и в будущем не будут представлять. Ни то, ни другое невозможно.
Президенты сошлись во мнении лишь в одном - в необходимости двусторонних консультаций. Это уже результат, хотя ситуация выглядит тупиковой, несмотря на всю привлекательность инициатив Владимира Путина.
В Кеннебанкпорте российский президент заявил о готовности России включить в общую систему по раннему обнаружению пусков ракет не только Габалинскую РЛС, но и новую, строящуюся на юге под Армавиром станцию. Он предложил также открыть в Москве и Брюсселе центры по обмену информацией о ракетных пусках. При этом Путин не только поддержал идею США о консультациях по проблеме ПРО в Европе, но и предложил расширить число их участников за счет заинтересованных европейских государств. Причем, проводить эти консультации следует на площадке Совета Россия - НАТО.
Нетрудно заметить, что эти предложения Путина закладывают основу для создания региональных систем ПРО как альтернативы глобальной системе с рычагами управления в одних руках. На чем, собственно, Россия всегда и настаивала, и о чем еще раз напомнил Путин Бушу.
Буш вроде бы по достоинству оценил предложения российского президента, но одновременно дал понять, что США не намерены выводить Чехию и Польшу за рамки противоракетной конструкции, предложенной Путиным. Другими словами, российские инициативы Белый дом готов рассматривать параллельно своей ПРО в Европе.
Такой подход не устроит Москву. Бывший министр обороны и ныне первый вице-премьер Сергей Иванов уже заявил, что если США не откажутся от размещения своей системы ПРО в Чехии и Польше, российские инициативы будут отозваны. И если американцы не откажутся от своих планов, то России есть что противопоставить. По его словам, «ассиметричный и эффективный ответ уже найден». Конечно, это еще не конфронтация, но уже и не партнерство.
Примечателен, в этой связи, один комментарий, сделанный «источником» в российской делегации, принимавшей участие в неформальной встрече президентов. «Российские предложения в случае их реализации сделают ненужными размещение ракет в Калининградской области и в других, близких к Европе российских регионах. Естественно, пропадет смысл нацеливания российских ракет на военные цели в Центральной Европе».
Комментарий, судя по всему, был рассчитан не только на российскую аудиторию. Калининградская область - это российский анклав на территории северной части бывшей Восточной Пруссии, на юге граничит с Польшей, на севере и востоке с Литвой, на западе омывается Балтийским морем. Очевидно, что российские ракеты в Калининградской области, равно как и в других «близких к Европе российских регионах», могут быть, по мнению «источника», весомыми аргументами при решении вопроса размещения в Чехии и Польше базовых элементов американской ПРО. Другое дело, прислушается ли к ним Европа?
Не приходится сомневаться, что в Европе такую позицию расценят как шаг в сторону «холодной войны». В этом есть своя логика. Но, с другой стороны, и у Москвы есть основания упрекнуть своих оппонентов в сталкивании ситуации к «холодной войне». Хотя бы потому, что американская ПРО в Европе существенно нарушит сложившийся стратегический баланс между Россией и НАТО и между Россией и США в том и другом случаях не в пользу России и независимо от того, направлена ли она против России или нет.
У встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Кеннебанкпорте есть одно несомненное достоинство. Она показала, что для решения проблем стратегической безопасности, таких, в частности, как создание систем ПРО, личных взаимных симпатий явно недостаточно. Необходимы, и это очевидно, соответствующие международные гарантии в виде соответствующих соглашений или договоров, которые бы регламентировали и технические параметры ПРО на определенную перспективу, и саму необходимость ее создания.
Размещение базовых элементов американской ПРО в Европе, конечно, вопрос не сегодняшнего дня. Какое-то время еще есть, и Россия, как дал понять Сергей Иванов, настроена на терпеливый диалог. Москва готова не только приводить свои аргументы, но и слушать контраргументы своих оппонентов. Главное, чтобы они звучали. Так что слово теперь за США и Европой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции