МОСКВА, 5 июл - РИА Новости. Госдума рассмотрит во втором чтении уточненную редакцию правительственного законопроекта о создании в России двухуровневой системы высшего образования - бакалавриата и магистратуры или специалитета.
В процессе работы над документом парламентарии установили четкий срок обучения в бакалавриате (четыре года), отойдя от расплывчатой формулировки "три-четыре года", которая предлагалась в первом чтении. Кроме того на полгода отсрочено введение закона в действие. Новая система заработает с 1 января 2008 года, а не с 1 сентября текущего, как в первоначальном варианте.
В целом концепция законопроекта осталась прежней. Документ направлен на совершенствование системы отечественного образования в вузах и приведение его в соответствие международным стандартам.
Первая ступень государственного высшего образования по новому законопроекту - бакалавриат (базовое высшее образование). Завершив его, человек получает степень бакалавра, диплом и знания универсальных дисциплин, необходимые ему для успешной работы на рядовых исполнительских должностях.
Вторая часть вузовского обучения (магистратура или специалитет), по замыслу разработчиков законопроекта, - это более высокий уровень знаний, необходимый для выполнения сложных функций. Каждый бакалавр вправе сдать вступительный экзамен и за два года получить дополнительное образование, статус и степень магистра. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности, самостоятельной аналитической работе.
Будущий специалист должен проучиться не менее пяти лет. Причем, законопроект запрещает на этой ступени обучаться экстерном, поскольку в перечень профессий этого уровня включены те, которые обеспечивают безопасность личности и государства.
В настоящее время бакалавриат и магистратура существуют в некоторых вузах, но законодательно они четко не разделены, условия перехода с одного уровня на другой не сформированы.
Разделение высшего образования на ступени, как сообщил РИА Новости первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, утвердит бакалавриат, магистратуру и "подготовку специалистов" как самостоятельные структуры. У каждого уровня будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация.
Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.
"Мы хотим сделать таким образом, чтобы любой диплом российского вуза конвертировался, принимался везде, и его качество ни у кого не вызывало сомнений", - сказал Морозов.
Кроме того, по словам парламентария, новая многоуровневая система высшего образования приведет к экономии бюджетных средств.
"Зачем государству, работодателю или самому гражданину тратить деньги на получение некоего образования, которое он потом не будет использовать? Пять лет учиться, получить какой-то диплом и затем обнаружить, что было бы вполне достаточно базового высшего образования. А если эту ненужную пятилетнюю учебу оплатило государство, то мы нерационально расходуем деньги налогоплательщиков", - сказал Морозов.
Он добавил, что введение двухуровневой системы образования в России согласуется с обязательствами страны по Болонской декларации.