Рейтинг@Mail.ru
Из-под воды - в космос - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из-под воды - в космос

Читать ria.ru в
В предпоследний день полугодия руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов поздравил генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова с тем, что, разработанная в НИИ новая стратегическая ракета морского базирования «Булава» в рамках летно-конструкторских испытаний успешно стартовала с борта подводной лодки. Это только на первый взгляд может показаться странным, что рядовое с точки зрения обычной практики испытание удостоилось столь широкого внимания.

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

В предпоследний день полугодия руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов поздравил генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова с тем, что, разработанная в НИИ новая стратегическая   ракета морского базирования «Булава» в рамках летно-конструкторских испытаний успешно стартовала с борта подводной лодки. Это только на первый взгляд может показаться странным, что рядовое с точки зрения обычной практики испытание удостоилось столь широкого внимания.

Совсем «не вдруг» отечественная космонавтика в лице своего лидера поздравила создателей этой морской ракеты. Успешный запуск «Булавы» 27 июня не только оборвал полосу неудач, связанных с испытаниями этой ракеты, но и позволяет теперь надеяться на возрождение морской составляющей российской «ядерной триады». 

Исторически СССР, а затем и Россия в вопросе базирования стратегических ядерных сил отдавали предпочтение наземному способу, умаляя значение стратегической авиации и подводных лодок-ракетоносцев.

По всей видимости, причин тому несколько. Во-первых, развитие сухопутных сил всегда существенно опережало развитие морских сил. Во-вторых, как это ни прискорбно, но советской стратегической бомбардировочной авиации было  далеко до соответствующих образцов тогдашнего вероятного противника. Но что самое главное, -  как морские, так воздушные носители, сами по себе являющиеся супертехнологическими изделиями, требуют, к тому же и весьма высокого уровня тылового обеспечения, которое  во всех без исключения наших  видах вооруженных сил во все времена осуществлялось по  остаточному принципу.

В тоже время, нельзя утверждать, что советское руководство мало уделяло внимания морским ракетам. Наоборот. В короткий срок путем колоссальных человеческих усилий и немыслимых материальных затрат СССР смог  обогнать Соединенные Штаты по числу атомных подводных лодок - ракетоносцев и размещенных на них ракет. Правда, толк от этого был, скорее, политически-устрашающий, чем военно-технический.

Вот выдержка из  «Согласованного заявления» от 1979 г. к Договору об ограничении стратегических наступательный вооружений (ОСВ-2). «Современными  баллистическими ракетами подводных лодок считаются: для  Союза Советских Социалистических Республик  - ракеты того типа, которые установлены на атомных подводных лодках, введенных в боевой состав после 1965 года; для Соединенных Штатов Америки -  ракеты, установленные на всех атомных подводных лодках».

«Благородные» американцы по-королевски просто отмахнулись от первого поколения советского морского ядерного оружия, резонно полагая, что никакой опасности оно не представляет. Но и советское руководство прекрасно отдавало себе в этом отчет. Поэтому с апреля 1962 г. за морские силы взялись всерьез, поручив разработку новой  ракеты  - Р-27 конструкторскому бюро Владимира Макеева.    Параллельно с работами по ракете создавалась и новая лодка типа «Навага».

Уже в сентябре 1967 г. произвели первый пуск новой ракеты с подводной лодки. С интервалом в шесть дней последовал первый двухракетный пуск. А в декабре 1969 г. произвели  первый в мировой практике залп сразу восемью ракетами Р-27. Атомные ракетоносцы типа «Навага» стали самой многочисленной серией советских подводных лодок - носителей стратегического оружия. В 1975 г. Советский Союз обогнал Соединенные Штаты по числу лодок-ракетоносцев и самих ракет.  Весьма убедительно в этой связи выглядит следующая небольшая таблица.

1960 г.  - США 3 лодки и 48 ракет (3-48); СССР 0-0 (первая советская лодка К-19 с тремя ракетами вступила в строй в ноябре 1960 г.).

1967 г. - США 41-656; СССР 2-32.

1970 г. - США 41-656; СССР 20-316.

1975 г. - США 41-656; СССР 55-724.

1981 г. - США 40-648; СССР 62-950.

Само собой, увеличение за несколько лет числа стратегических вооружений в разы без соответствующих  экономических и качественных  последствий невозможно. Судостроительные заводы круглые сутки штамповали лодки, руководствуясь только одним принципом-приказом: план - любой ценой! При этом для ракетоносного флота не создавалась в полном объеме соответствующая инфраструктура, не развивалась система базирования и не наращивались ремонтные мощности.  Кроме того, не выдерживала никакой критики система подготовки личного состава. В результате, все это наряду с низким качеством постройки приводило к тому, что, несмотря на количественное превосходство, на боевом дежурстве находилось меньше советских лодок, чем американских. Большую часть времени советские субмарины проводили в доках на ремонте.

Но и подготовка к непосредственно выходу в море, порой велась анекдотически небрежно. Так,  командиру одной из «Наваг» на Северном флоте, чтобы не сорвать сроки заступления на боевое дежурство, пришлось  самому сесть за руль собственного мотоцикла «Урал», предварительно прицепив к нему тележку и притащить две торпеды, входящие в боекомплект ракетоносца, способного уничтожить пол Европы.  Правда, штаб тыла флота выделил для этой цели санитарный (!) автомобиль, но он куда-то пропал.       

Надо признать, что СССР так и не избавился от гигантомании и количественных показателей в стремлении обогнать потенциального противника. Так,  ответом на американскую систему морского  оружия «Огайо-Трайдент», стал  огромный ракетоносец типа «Акула» («Тайфун»)  водоизмещением 33000 т с 20 шахтами для  весьма габаритной твердотопливной ракеты Р-39 стартовой массой 90 т. Но американская лодка при значительно меньшем водоизмещении в 18700 т могла нести 24 ракеты «Трайден» и имела более высокую скрытность, и, следовательно, выживаемость.   

Хочется надеяться, что, осознавая угрозы сегодняшнего дня, требующие постоянной готовности, и особенно сил мобильного  базирования, развертывание нового отечественного морского стратегического оружия будет происходить с учетом уроков недавней истории.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала