Интервью министра иностранных дел Киргизской Республики Эднана Карабаева специально для РИА Новости.
- Как стало известно, президент России поручил провести переговоры с Киргизией и подписать соглашение о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения. Что даст такое решение для развития экономики республики и укрепления киргизско-российского сотрудничества?
- О развитии экономики лучше спросить экономистов. Я лишь хочу отметить, что и внешняя, и внутренняя политика нашей страны основаны на реализации национальных интересов. Насколько вами упомянутые предприятия соотносятся с нашими национальными интересами, может определить только соответствующее распоряжение Президента Кыргызской Республики. Что касается укрепления кыргызско-российских отношений, то мы всегда готовы к расширению сотрудничества в любой сфере.
- Недавно вы выступали в Германии с докладом на тему «Центральная Азия - ШОС - Европейский Союз». Изложите, пожалуйста, наиболее значимые его позиции, насколько реальна такая увязка?
- При множестве внешнеполитических векторов Кыргызстана акцент был сделан на таких координатах, как Центральная Азия, ЕС и ШОС. Реализация этих направлений, как и внешняя политика в целом, основана на приоритетах внутреннего развития нашей республики. Сегодня перед нами стоит задача формирования социально ориентированной экономики. Именно поэтому в отношении Центральной Азии мы выступаем за создание единого социального пространства, основными критериями которого станут соблюдение принципа социальной справедливости, реализация прав и свобод граждан, решение миграционных и пограничных вопросов. Мы также заинтересованы в поиске рынков сбыта, расширении торгово-экономического сотрудничества, особенно на уровне малого и среднего бизнеса. Поэтому Европейский Союз является для нас одним из стратегически важных партнеров.
И третий вектор. Кыргызстан - это водная держава, поэтому мы придаем большое значение гидроэнергетической сфере и, соответственно, энергетической безопасности региона. А Шанхайская Организация сотрудничества - это, безусловно, партнерство в сфере обеспечения безопасности, в том числе энергетической.
- Чем отличается Центральноазиатская Стратегия Европейского Союза от российских позиций в отношении этого региона, и возможна ли некая гармонизация интересов России и ЕС в Центральной Азии?
- Не думаю, что можно проводить параллели между Стратегией ЕС и российскими позициями. Россия является историческим партнером для Центральной Азии, у нас много общих политических и экономических приоритетов. Что касается Евросоюза, то мы только сегодня начали говорить о стратегическом сотрудничестве в определенных отраслях. Стратегия ЕС направлена как на усиление интеграционных процессов в Центральной Азии, так и на развитие двустороннего сотрудничества со странами региона через реализацию конкретных проектов.
Что касается РФ и ЕС, то, мне кажется, уместней говорить не о гармонизации интересов, а о возможности взаимовыгодного партнерства между Центральной Азией, Россией и Европейским Союзом. И Россия может выступить ключевым звеном такого взаимодействия.
- Скоро в Бишкеке состоится совещание министров иностранных дел стран-членов ШОС. Расскажите более подробно о будущей встрече с коллегами. Как она проецируется на большой саммит лидеров «шестерки»?
- 9 июля в Бишкеке соберутся шесть министров иностранных дел стран-участниц Шанхайской Организации сотрудничества. Основная цель совещания - утвердить повестку дня предстоящего саммита, в котором примут участие главы государств ШОС, а также главы стран-наблюдателей и гости. Кроме того, нам предстоит утвердить документы, которые 16 августа подпишут президенты, и сверить позиции по некоторым международным вопросам. В частности, позицию по восстановлению Афганистана, по предупреждению вызовов и угроз региональной безопасности. Нужно отметь, сегодня сотрудничество государств-членов ШОС по вопросам безопасности весьма многовекторно - это борьба с международным терроризмом, информационная и энергетическая безопасность. Так что вопросов много, и вопросы важные.
- Было заявлено о приглашении, сделанном президенту России, посетить Кыргызстан. Когда может состояться визит и что сегодня стоит на повестке дня в отношениях между нашими странами?
- Кыргызстан всегда рад приветствовать на своей земле президента Российской Федерации. И дело здесь, наверное, не только в расширении двустороннего сотрудничества, но и в высоком личном имидже Владимира Путина в нашем обществе. Кроме того, сложно недооценить вклад, который внесла Россия в реформирование СНГ и ОДКБ, становление ШОС и ЕврАзЭС, то есть организаций, которые оказывают большое влияние на развитие как всей Центральной Азии, так и Кыргызстана. Поэтому мы надеемся, что в ходе визита министра иностранных дел России, который пройдет 10 июля, будет достигнута договоренность, когда российский президент сможет посетить Бишкек. Также на встрече с Лавровым будут обсуждаться наиболее значимые аспекты нынешних российско-киргизских отношений. Хотя, безусловно, Россия была и останется стратегическим партнером КР. И потенциал этого партнерства включает различные сферы и направления.