Сегодня Государственная инспекция безопасности дорожного движения отмечает день рождения. Именно в этот день 1936 года Председатель СНК Союза ССР В. Молотов подписал постановление "Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции".
Перед сотрудниками ГАИ НКВД ставились такие задачи, как борьба с авариями и "хищническим использованием" автотранспорта, разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, количественный и качественный учет автопарка. Как и сегодня, ГАИ отвечала за регистрацию автомототранспорта, выдавала номерные знаки и техпаспорта. Кроме этого, в ведении ГАИ состояли "психотехнические лаборатории и опытные гаражи-лаборатории для разработки вопросов безопасности движения, технических норм расходования материалов и измерителей работы автотранспорта".
Проблемы ходьбы и езды стали беспокоить человека более двух тысяч лет назад. Особенно остро они начали проявляться крупных мегаполисах. И вовсе не случайно выдающийся полководец Юлий Цезарь вошел в историю еще и как один из первых государственных деятелей, законодательно утвердивших основные понятия о правилах уличного движения. Многие из его транспортных нововведений живы до сих пор: деление дороги на проезжую часть и тротуары, одностороннее движение на узких улицах. Однако первым официальным документом, видимо, следует считать указ, подписанный Иваном Грозным. В нем, в частности, говорилось: "...а ежели кто будет ездить по левую руку, тех ловить и отвозить в башню, где холопов нещадно бить батогами, а ежели это барин - штрафовать деньгами и соболями".
Позже в ряде российских городов появляются свои правила-указания. Например: "когда случается подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться по сторонам, дабы кому повреждений не учинить или с кем не съехаться" или "на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и не скоро". Эти требования актуальны и по сей день.
Праздник для автоинспектора - не повод для отдыха. Утром торжественное построение, а через несколько часов - опять по местам. По случаю торжества весь личный состав инспекции вышел на службу в белых рубашках и парадных кителях. Но, несмотря на праздничное настроение, инспекторы будут по-прежнему строги к водителям, нарушающим правила дорожного движения. Однако штрафовать за мелкие нарушения не станут, ограничиваясь предупреждением.
На сегодняшний день в рядах ГИБДД насчитывается более 118 тысяч сотрудников, из них 88 тысяч - инспекторы дорожно-патрульной службы, которые дежурят непосредственно на дорогах. За доблестную службу в 2006-2007 годах к госнаградам были представлены около 200 сотрудников Госавтоинспекции.
Их служба не только трудна, но и весьма опасна. Ежегодно при исполнении служебных обязанностей гибнут более 200 сотрудников ГИБДД и свыше 500 получают ранения, сообщили в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Нередко инспекторов, дежурящих на трассах или работающих на месте ДТП, сбивают пьяные водители. Кроме того, зачастую сотрудники ГИБДД становятся жертвами преступников, скрывающихся на угнанных машинах.
Имеют место и курьезные случаи. В Оренбургской области вынесен приговор автовладельцу, который напал на инспектора ГИДББ. К одному году лишения свободы условно и штрафу в размере 2,5 тыс. рублей приговорен нарушитель за публичное оскорбление представителя власти. Молодой человек управлял своим автомобилем в нетрезвом состоянии. Сотрудники ГИБДД остановили нарушителя и отправились с ним в больницу для медицинского освидетельствования. В приемном отделении гражданин нецензурно выругал инспекторов ГИБДД. Когда те попытались успокоить разбушевавшегося водителя, тот вцепился зубами в руку милиционера и прокусил ему палец.
На обвинения сотрудников ГАИ незадачливые автолюбители порой придумывают небылицы и невероятные рассказы, лишь бы избежать наказания. Например, мчавшийся на скорости 100км/ч фургон, который перевозил 3000 цыплят, остановил инспектор. На вопрос: "почему превысили скорость?", водитель ответил "Цыплятам жарко, а на маленькой скорости их укачивает!"
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников