Похоже, что на сей раз тучи над мумией сошлись грозовые. Кажется, до этих выборов Ленина все-таки вытащат из Мавзолея.
Зачем это нужно политически? «Опустить» КП РФ? Да, «вынос тела» и легко программируемая более чем вялая реакция коммунистов, не прибавят им популярности - Кощеево яйцо поражено, а наследники Кощея только всхлипывают и по-детски размазывают слезы по щекам.
Кроме ледяной калькуляции голосов есть тут и эмоции.
Многие искренно хотят «отмстить» Ленину - а за отсутствием такового, попинать хотя бы восковую куклу. Детское желание - ну, так люди вообще большие дети.
Причудливая компания: тут и диссиденты-либералы, организаторы выставок «Осторожно: религия!» и православные фундаменталисты и священники, желающие по-христиански, по-братски свести счеты 90-летней давности: как большевики «с нашими мощами», так мы с большевистскими.
Наконец, большие группы граждан страдают фетишизмом до такой степени, что всерьез ожидают от этого события каких-то великих последствий. Я сам слышал - и вроде бы даже не от сумасшедших... во всяком случае не от явных сумасшедших... что-то про «ауру», про избавление от заклятья, чуть ли не про очищение России и про то, что скинув труп с своего загривка мы ужо заживем ! Ленин с возу - тройке русской истории легче, тут-то она, сердечная, и пойдет вскачь ... надо понимать, по тем же дорогам, да с теми же чичиковыми и обломовыми в коляске ...
Что ж - даже ради одного того, чтобы развеять одно это дурацкое суеверие стоило бы вынести Ильича. И спросить: «Ну, что? Сбылась мечта патриотов? И - как? Жить стало легче ... на целое тело Ленина?».
В общем, вынос тела (если на него все же рискнет власть) стал бы еще одним актом вандализма в нашей истории - не привыкать.
Что касается самого Ленина, то легко представить его хохот, узнай об этой истории: как его противники ходят вокруг восковой куклы, как кот вокруг горячей каши, никак не рискнут схватить.
Лично Ленину - фанатику атеистической веры - естественно, было глубоко безразлично, что там будет с его телом. Сказки, что он, якобы просил похоронить его рядом с матерью крайне сомнительны - маму свою Ленин, как известно, любил, но загробные сантименты ему были вполне чужды. Беспощадно-циничный прагматик, он «ради дела» был бы, наверное, сторонником создания храма-мавзолея - как элемента любимой им «монументальной пропаганды». Но когда его Дело давно умерло - какой смысл сохранять/разрушать мумию? Если нечего пропагандировать - зачем держать линялый плакат? Никакого смысла для Дела нет - значит, с точки зрения Ленина совершенно все равно хранить, сжигать, закапывать. В куклы Ленин не играл - ни в восковые ни в тряпичные, ни в какие. Он восхищался самоубийством Лафаргов (раз не могут больше «приносить пользу»), сам хотел покончить с собой - не дали ...
«Мы берем из истории огонь, а не пепел». Пока горел огонь в Мавзолее был смысл. Огонь потух - и смысл исчез.
Кстати. История страны - история Мавзолея.
В 1920-е Мавзолей был, действительно, храмом большевистской религии. Отчасти так было и в 1930-е: религия была не просто людоедской, но и самоедской, ее главный жрец физически сожрал всех остальных, но это было вполне в духе большевизма. Сталин - редкий случай! - не врал, когда отрезал : «Что касается меня, то я только ученик Ленина. И цель моей жизни - быть достойным его учеником». Цель была вполне достигнута - в том числе и путем истребления остальных учеников (Ленин бы если не одобрил, то понял, при его-то нетерпимости ко всем встречным-поперечным коллегам по партии, от Плеханова до Мартова).
Но дух самой религии менялся: революционный космополитизм был вырезан (и вытеснен) революционным бюрократизмом. Да! Бюрократия может быть не только замшелой, но и революционной - по воле, по цели, по амбициям. Так было при Петре и при Сталине. Содержание идеологии сменилось, однако, стиль большевизма: энергия + нетерпимость - сохранился при полной смене шкуры. Так что, когда в январе 1953, в разгар «дела врачей» меньшевистский «Социалистический вестник», с злобным ликованием писал : «Приятно все же, что в годовщину смерти Ленина (21 января 1953 года) Сталин вбил-таки осиновый кол со свастикой в могилу Ленина» они были неправы. Сказано, конечно, сильно, но - неточно. Даже явно коричневый режим Сталина оставался большевистским.
Потом колесо под Мавзолеем провернулось еще на 90 градусов.
Был вынут и сам стальной стержень большевизма. Исчезла энергия, воля. Революционная бюрократия стала просто старой и дряхлой чисто охранительной бюрократией.
Вот тут, можно сказать, Мавзолей почти опустел. Он остался только ритуальной трибуной. Впрочем, и в этом качестве он еще нес какие-то функции: демонстрацию Державной Мощи, когда во время парадов перед ним катили ракеты и ехали танки. Это была мощь огромного тулова без головы - старые головы тряслись на дрожащих шеях на трибуне Мавзолея.
Ну-с, а после августа 1991 от Мавзолея (как и от всей имперской мощи) осталась тень от тени - «памятник архитектуры» (безусловно выдающийся), с непонятной надписью «Ленин» на нем... Как истуканы на острове Пасхи - красиво но непонятно.
«И как пчелы в опустевшем улье/ Дурно пахнут мертвые слова».
Мертвые храмы дурно не пахнут, они красивы по-прежнему. Просто они - мертвы. Если игра в «возрождение имперской мощи» продолжится, затянется, станет серьезной, то для нее все равно подберут новые символы - Мавзолей для «имперской России-2» слишком красный.
Что впрочем, не означает, что вандализм - разрушение покинутого Храма - оправдан. И хотя веры - нет, Храм давно пуст, все равно - зачем же разрушать?
Да затем, что иначе у нас не умеют ...
А для памяти Ленина это вполне безразлично - мумию можно вынести из Мавзолея, Ленина из Истории не вынесешь. Больше того, вся эта возня вокруг мумии даже лишний раз показывает, как «мертвый хватает живых».
Что вполне понятно - уж больно мощный мертвец попался очень хиленьким живым ...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции