Рейтинг@Mail.ru
Лесному бизнесу в России нужны радикальные преференции - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лесному бизнесу в России нужны радикальные преференции

Читать ria.ru в
Дзен
В России начинается поэтапное ужесточение режима вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину для стимулирования глубокой переработки леса. Подробно о новых условиях рассказал руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин.

В России начинается поэтапное ужесточение режима вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину для стимулирования глубокой переработки леса. С июля текущего года они составят 20% к таможенной стоимости, но не менее 10 евро за кубометр, с апреля 2008 года - 25%, но не менее 15 евро за кубометр, c января 2009 года - 80%, но не менее 50 евро за кубометр. Подробно о новых условиях в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Ефимовой рассказал руководитель Федерального агентства лесного хозяйства  Валерий Рощупкин.

- Валерий Павлович, готов ли наш лесной бизнес и партнеры за рубежом к новым условиям вывоза древесины, которые станут одними из самых жестких в мире?

- Это начальное повышение экспортных пошлин на необработанную древесину.  Как вы знаете, в течение трех лет ужесточение режима будет завершено. Первые оценки таковы: эта позиция в основном приветствуется российским бизнесом, который занимается лесопереработкой. Организации, зарабатывающие на экспорте «кругляка», безусловно, встревожены. Но я думаю, что правительство, дав такой сигнал и отсрочку, всех поставило перед выбором: пора начинать создавать какую-то переработку.

Сама политика изменения таможенных пошлин говорит только об одном: эти пошлины не только постепенные, но и только на необработанную древесину. А вот продукция первого передела пользуется определенными прежними преференциями. Даже если предприниматель не очень богат, у него не так много средств, он не может построить целлюлозно-бумажный комбинат, но уж поставить цивилизованное предприятие в виде простейшей лесопилки возможно. Появляется возможность, в течение 2-3 лет в России создать производство второго и первого передела лесной продукции в России. Это вполне реально, несмотря на то, что запас времени небольшой.

- Есть ли уже конкретные проекты по глубокой переработке древесины?

- На сегодня мы видим около 86 различных проектов,  в частности, по строительству ЦБК. Это Хабаровская, Читинская, Томская области, Красноярский край, ХМАО, Иркутская, Костромская, Вологодская области. Также мы видим проекты, находящиеся в стадии разработки, которые связаны с производством  древесностружечных плит высоких технологий. Интересные проекты, связанные с эффективным использованием древесины путем метода склейки. Заводы клееной древесины - это очень перспективное направление. Появляются заводы по производству пеллетного (биотопливо на основе древесных отходов) топлива с поставкой на экспорт. Это говорит о том, что бизнес российский уже обращает внимание на глубокую переработку.

- А как чувствуют себя наши зарубежные партнеры, импортирующие нашу древесину?

- Что касается стран, которые работали на нашей древесине, в основном, это Финляндия и Китай, у них, конечно, сегодня проблемы. Из почти 51 миллиона кубометров ежегодно экспортируемой Россией древесины, около 19-20 миллионов кубов шли в Китай. Понятно, что расставаться с высокими доходами Китаю и Финляндии не хочется, но российское сырье по той цене, по которой бы они хотели, больше идти на экспорт не будет. Вывозная пошлина составляет сегодня всего 6,5% от таможенной стоимости, что гораздо ниже, чем в Бразилии, Канаде, США и других странах-экспортерах.

- Позволяет ли нормативная база сегодня российскому бизнесу инвестировать деньги в глубокую переработку?

- С принятием нового Лесного кодекса (вступил в силу 1 января 2007 года)должно быть принято более 50 нормативных актов, утверждаемых как правительством, так и различными министерствами и ведомствами. Со стороны министерства природных ресурсов осталось три нормативных документа, и у нас нет сомнений, что в ближайшие дни они будут приняты. Важный документ - это положение об инвестпроектах, его готовят Минпромэнерго совместно с Минэкономразвития. Этот документ определяет правила игры и его ждет российский бизнес.

- Справится ли Россия с переработкой накопившейся древесины, если если произойдет значительный спад экспорта?

- У нас сегодня  очень  большое импортозамещение. К примеру, 80% целлюлозы, идущей на импорт, обратно возвращается к нам бумагой, пакетами, картоном. Даже если в этой части начнет развиваться лесоперерабатывающая промышленность, уже будет прекрасно. Сегодня у нас практически нет мебели российского производства. Из нашего дерева ее делают все остальные. Наш рынок динамично развивается,потребление дерева колоссальное. Особенно это актуально в рамках нацпроекта "Доступное жилье". Сегодня в США на каждый метр жилья идет 0,7 кубометра дерева, а у нас 0,001. Мы в деревянной стране практически не используем деревянные изделия, это большой пробел, который нужно заполнить.

- Новый Лесной кодекс серьезно меняет структуру отношений в отрасли. Этот год назван переходным для его окончательного введения. Нет ли необходимости пролонгации переходного периода?

- Есть и это видно. Те темпы, которые заданы, они очень скоростные для принятия всех решений. Готовятся изменения в закон о введении Лесного кодекса, исходя из реальной обстановки, возможностей лесопромышленного комплекса, готовности субъектов РФ и служб, отвечающих, например, за земельный кадастр.

Думаю, что в начале июля до ухода депутатов на каникулы этот проект будет рассмотрен в первом чтении. Переходный период будет продлен до 2009-2010 годов.

- Что будет означать увеличение переходного периода для участников рынка?

- Это означает хорошее послабление. Им дается какие-то время для подготовки в спокойном режиме к выполнению требований нормативных документов. Принятый кодекс при его срочной реализации могпривести к остановке лесопереработки в России. Наши предложения позволяют в процессе работы приводить в порядок не только низовые нормативные акты, но и собственные обязательства производителей.

- Увеличились ли объемы вывоза российской древесины в преддверии установления новых пошлин?

- Безусловно, бизнес в ожидании 1 июля стремится поставить древесину на экспорт с минимальными затратами. Это естественно и из этого не нужно делать трагедию. Рост есть, но он не большой.

- Какие преференции должны иметь российские инвесторы, заявившие о намерении построить предприятие по глубокой переработке  древесины ?

- Сейчас мы рассматриваем проект постановления правительства по инвестсоглашениям, котоорое внесло Минпромэнерго.Участвовать в инвестсоглашении могут только компании,вкладывающие определенные суммы  денег в создание производства. Им предлагается выделять участки без аукциона. Мы же предлагаем отработать более глубоко вопросы, связанные с инвестпривлекательностью. В частности, участники инвестсоглашений должны отбираться не только по объемам инвестиций, но и по глубине переработки. У производимой продукции должна быть высокая добавочная стоимость. Объект может быть неьбольшим, но он должен заниматься глубокой переработкой, практически без отходов.

Мы считаем, что комиссия по инвестсоглашениям должна руководствоваться уже утвержденными преференциями для инвесторов. Это ресурсные льготы: не только безаукционное предоставление лесного участка, но и минимальные ставки арендной платы вплоть до обнуления. Мы также считаем, что можно предусмотреть послабление налогов на прибыль, на землю и имущество.Мы  предлагаем, чтобы продукция, выпускаемая новыми предприятиями, не облагалась экспортными таможенными пошлинами. А оборудование, поставляемое для строительства комбинатов, должно освобождаться от ввозных пошлин. Такое решение уже принято. Что касается инфраструктуры, в строительстве дорог каждый третий километр может финансироваться государством. Говоря о трудовых ресурсах, мы считаем, что для приграничных регионов страны можно определить миграционную политику по завозу вахтовым методом рабочей силы. Для новых предприятий,например, на границе  с Китаем,можно установить квоты по привлечению иностранной рабочей силы и местной. Таковы предложения Рослесхоза и Минрироды. Тогда можно будет говорить, что лесной бизнес получит мощную поддержку. Пока правил игры нет, они для многих не ясны. Нужны радикальные преференции. Лесной бизнес не дает быстрых результатов, как нефтянка, это тяжелая отрасль, требующая вложений. Если нам нужен прорыв в сжатые сроки, нужно обозначить правила и отобрать инвесторов, которые построят предприятия необходимого экономике профиля. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала