Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости.
За несколько дней до окончательного срока представления своего предложения по приобретению итальянской авиакомпании Alitalia, российский авиаперевозчик «Аэрофлот» решительно отказался от сделки. Оно и к лучшему. Цена выхода на европейский рынок пассажирских авиаперевозок и превращение в компанию планетарного масштаба через покупку Alitalia оказалась бы непомерно большой.
Слухи о то, что «Аэрофлот» откажется от сделки по приобретению контрольного пакета акций итальянской авиакомпании Alitalia появились еще в середине июня. «Аэрофлот» слухи опровергал, и, как оказалось, напрасно. Приобретение доли в проблемной итальянской авиакомпании многим казалось рискованной авантюрой. Ведь новому акционеру пришлось бы не только рассчитаться по миллиардным долгам итальянской авиакомпании. Самое сложное - найти компромисс с итальянским правительством, привыкшим активно вмешиваться в дела бизнеса, и неуправляемыми итальянскими профсоюзами, которые даже на время судьбоносных для Alitalia переговоров не прекращали свои бесконечные забастовки.
Напомним, российская авиакомпания «Аэрофлот», выступающая совместно с итальянским банком Unicredit, претендовала на участие в тендере на приобретение пакета из 39,9% акций авиакомпании Alitalia, принадлежащих итальянскому правительству. Вместе с тем, министерство экономики и финансов Италии давало понять, что готово передать выигравшему инвестору и весь госпакет акций авиаперевозчика, составляющий 49,9%. Помимо российской авиакомпании, интерес к Alitalia проявляли еще две группы инвесторов: AP Holding совместно с Intesa Sanpaolo (консорциум, представляющий интересы небольшого итальянского авиаперевозчика AirOne), и группа компаний в составе Texas Pacific Group Europe, MatlinPatterson и Mediobanca.
Официально представители итальянского правительства не раз заявляли, что в тендере победит та компания, которая представит самый конкурентный бизнес-план дальнейшего развития авиакомпании. Действительно, хронически убыточному итальянскому авиаперевозчику отчаянно требуется грамотное управление. За последние 10 лет Alitalia ни разу не окончила год с прибылью. 2006 год не стал исключением - убытки Alitalia составили 380 млн. евро, I квартал 2007 года - вновь потери, еще 147 млн. евро. На балансе авиакомпании множество дорогих в обслуживании старых самолетов разных типов, немало нерентабельных маршрутов, огромные долги и строптивый трудовой коллектив, за десятилетия борьбы с государством-работодателем привыкший по любому поводу устраивать масштабные акции протеста.
Вместе с тем, в условиях тендера было немало невнятных условий - запрет на масштабные увольнения персонала и сокращение рейсов на внутренних итальянских маршрутах, и даже абсурдное требование сохранить «итальянскую самобытность» компании. Но главным критерием победы в конкурсе для министерства экономики и финансов Италии, похоже, была цена, которую предложит тот или иной претендент на приобретение Alitalia. За компанию-банкрота итальянское правительство хотело получить фактически рыночную цену, при этом обложив нового собственника массой обременений. Так, за отступления от заявленного бизнес-плана нового владельца предполагалось штрафовать на сумму от 100 до 200 млн. евро.
«Аэрофлот», по всей видимости, был готов выполнить большинство из предложенных условий. Так, компания, несмотря на явно завышенную цену, выставленную итальянцами за Alitalia, все-таки подготовила источники финансирования сделки в полном объеме. Более того, российский авиаперевозчик был готов вложить в санацию итальянской авиакомпании от 1,2 млрд. до 2 млрд. евро. В ответ на требование оставить неизменным количество рейсов Alitalia от «Аэрофлота» последовало предложение совместить маршрутное расписание двух авиакомпаний. Да и готовящийся «Аэрофлотом» бизнес-план, в отличие от плана AirOne, не содержал пункта о масштабных увольнениях в Alitalia. Напомним, AirOne, нынешний конкурент Alitalia на внутренних авиалиниях, предложил профсоюзам сократить 2350 рабочих мест с 2008 по 2012 годы в случае, если сделка по приобретению авиакомпании состоится.
Но нелегкие условия участия в тендере, видимо, -- не самая главная беда выставленного на продажу актива. По ходу дела выяснилось, что итальянское правительство не готово раскрывать претендентам на Alitalia все подробности финансовой и операционной деятельности своего национального перевозчика. В итоге выросла вероятность заплатить за доступ на европейский авиационный рынок неадекватную цену. Из-за недостатка информации финансовые консультанты «Аэрофлота» просто оказались не в состоянии разработать оптимальное предложение.
История с определением рыночной цены за контроль над Alitalia, видимо, продолжится без участия российской авиакомпании. «Аэрофлот» же, в свою очередь, сосредоточится на поиске других интересных активов для приобретения в Европе. В руководстве авиакомпании по-прежнему сильны настроения по превращению «Аэрофлота» в глобального пассажирского авиаперевозчика.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции