Георгий Коровин, директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук, для РИА Новости.
В этом году пожароопасная обстановка в российских лесах сложна как никогда: счет пожаров идет на тысячи, а территории, пройденные огнем, исчисляются сотнями тысяч га. Средняя площадь одного пожара почти в 2 раза больше, чем в прошлом году, в полтора раза меньше возгораний, которые были бы ликвидированы в день обнаружения. В общем, картина безрадостная. В чем же дело?
Как ни парадоксально, в обострении ситуации с пожарами во многом повинен новый Лесной кодекс России, вступивший в силу в этом году. Он стал одним из наиболее спорных законопроектов природно-ресурсного блока, принятых в России за последние 15 лет. В соответствии с его положениями, с 1 января выполнение всего комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров возложено на органы власти субъектов Российской Федерации. Ликвидированы территориальные органы Рослесхоза, существовавшие в субъектах Федерации, а также региональные базы авиационной охраны лесов, осуществлявшие наблюдение за ситуацией в лесах и оперативное тушение лесных пожаров на доминирующей территории лесного фонда государства. Система децентрализована, а все ее структуры - 1870 лесхозов, 2300 пожарно-химических станций, 22 авиабазы - в полном объеме переданы органам власти на местах. Но при этом нарушена координация деятельности по охране лесов.
В результате - практически полностью уничтожена существовавшая многие годы национальная система охраны лесов от огня, в то время как новая - только создается. Это не могло не сказаться и на ситуации с пожарами.
Основным принципом прежней организации работы было оперативное варьирование ресурсами в пожароопасный период - в зависимости от ситуации, числа и масштабов пожаров. Зонами чрезвычайной горимости лесов из года в год являются 3-5 районов страны с экстремальными погодными условиями - их площадь не превышает 10% всей территории лесного фонда. Пожарные нагрузки в этих районах в десятки и сотни раз превышают нагрузки в обычных условиях.
Никакой регион страны не в состоянии справиться своими силами с пожарами чрезвычайного характера. В государствах, богатых лесом (США, Канада, др.) существуют национальные лесопожарные центры. В России функции такого национального центра раньше выполняло Федеральное государственное учреждение «Авиалесоохрана», имевшая сеть из 22 региональных авиабаз и просуществовавшая 75 лет. Она перебрасывала в районы бедствия самолеты, технику, пожарные команды. Ликвидация структуры с 1 января 2007 года исключила возможность оперативного маневрирования силами и средствами пожаротушения, оказания помощи регионам в борьбе с огнем.
Два десятка авиабаз из системы «Авиалесоохраны», обслуживавшие прежде по нескольку регионов, сегодня оказались в ведении двух десятков субъектов РФ, в то время как остальные регионы остались без организационных структур по авиационной охране лесов. И когда губернатора просят - «Помогите соседям!», он задумывается: «А что будет у меня, если возникнут пожары?». Как будут выходить из положения мелкие субъекты РФ, которые не в состоянии организовать и содержать авиабазу по борьбе с лесными пожарами, - вообще не известно.
В то же время в Сибири и на Дальнем Востоке, где плохо развита дорожно-транспортная сеть, очень трудно обнаруживать и подавлять пожары наземными средствами. В таких условиях, если не гасить пожары оперативно, любой из них обернется большим пожаром. А тушение крупных пожаров - самый затратный и неэффективный способ расходования средств, это известно во всем мире. В США даже существует программа экономии средств на борьбу с крупными пожарами, но зато щедро выделяются деньги на то, чтобы подавляющее большинство пожаров ликвидировалось на начальном этапе, уже в первые сутки после их возникновения. Мы в России тоже подготовили подобную концепцию управления пожарами, но она не была одобрена Министерством природных ресурсов, которое сослалось на то, что наша общественность психологически не готова к «сортировке» пожаров.
Тем не менее, фактически принцип избирательного подхода к пожарам уже работает: территория лесного фонда разделятся на зоны наземного, авиационного и космического мониторинга. Среди них есть малодоступные зоны, пожары в этих местах, хотя и регистрируются из космоса, но не гасятся - их подавляют дожди. Есть также зоны, где авиапатрулирование проводится периодически, информация о пожарах сообщается, но решение - тушить их или нет - принимается властями субъекта Федерации. Есть и такие территории, где авиационная и наземная охрана лесов проводится систематически, а космический мониторинг используется как вспомогательный.
Системы финансирования охраны лесов в развитых странах предусматривают резервирование средств для борьбы с огнем в условиях чрезвычайной ситуации. Так же поступала и «Авиалесоохрана». Но сегодняшнее распыление субвенций по субъектам Федерации, отсутствие резервного фонда лишают возможности оперативного маневрирования ресурсами.
Российские власти пытаются исправить ситуацию, предпринимая экстренные меры по усовершенствованию механизма финансирования работ по тушению пожаров. Уже готовится решение правительства о создании резервного фонда, средства которого, около 700 млн. рублей, будут направлены на тушение пожаров. Это хоть какой-то выход из положения.
Все понимают также, что надо маневрировать силами и средствами пожаротушения, и теперь решается вопрос, как это можно реализовать в рамках ограничений, которые очерчены Лесным кодексом. Все больше пробивает дорогу идея о создании межрегиональных структур, которые бы маневрировали в зависимости от тяжести пожарной ситуации. Речь идет также об организации специальных структур в субъектах Федерации, которые бы занимались тушением пожаров. Реальность довольно часто заставляет корректировать законы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции