МОСКВА, 27 июн - РИА Новости. Мемориал белогвардейцам, скончавшимся в турецком городе Галлиполи (современное название Гелиболу) в начале 1920-х годов от ран, болезней и голода, восстановят к ноябрю этого года. Такое решение принято на первом заседании Попечительского совета программы "Восстановление памятника российским воинам в Галлиполи", которое прошло в среду в Москве под председательством главы Центра национальной славы России (ЦНСР), президента РЖД Владимира Якунина.
"Этот проект восстановления кладбища и памятника российским воинам связан с тем знаменательным событием, которое недавно произошло в Москве - объединением двух ветвей Русской православной церкви", - сказал Якунин.
Русская зарубежная церковь, воссоединившаяся с Московским патриархатом 17 мая, была основана белоэмигрантами, и состоявшееся историческое событие имеет огромное значение для преодоления последствий революции 1917 года и гражданской войны.
По словам Якунина, речь идет о десятках тысяч русских людей, нашедших пристанище на турецком берегу, сотни из которых погибли.
Сейчас на месте их захоронения - пустырь. Вокруг - ухоженные кладбища французов, англичан, новозеландцев.
Гендиректор МИД РФ Доку Завгаев сообщил, что в сентябре 2003 года турецкая сторона официально дала согласие на воссоздание памятника русским воинам. Муниципалитет Гелиболу выделил земельный участок на том месте, где находилось русское кладбище, но меньших размеров. Площадь участка 860 квадратных метров.
В мае 2006 года МИД обратился к ЦНСР с просьбой взять на себя функции координатора проекта.
Русская православная церковь также поддерживает это начинание. "Памятники - это вехи, указатели, показывающие, кто мы, откуда пришли. Без них мы можем потеряться, и государство Российского уже не будет. Важно, чтобы этот памятник был ступенью общей большой программы по возвращению русскому народу нашей истории, в том числе имен генералов Кутепова, Корнилова, Деникина",- сказал заведующий сектором публикаций Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Александр Макаров.
Он особо отметил, что памятник, лишенный христианского содержания, может превратиться в "бездушного истукана". Поэтому новый мемориал, как и его предшественник должен быть освящен и у людей, приходящих на это место, должна быть возможность помолиться и поставить свечу за упокой душ умерших.
Территория, выделенная под мемориал, имеет форму трапеции, расчищена и обнесена оградой. Проект мемориала предполагает строительство на ней памятного кургана в виде шапки Мономаха, нескольких стелл с именами погибших за время "галлиполийского сидения" и небольшого здания музея.
Что касается этапов восстановления мемориала, то церемония закладки запланирована на август. В сентябре-октябре предполагается выпустить брошюру о пребывании русской армии в Галлиполи, переиздать книгу "Русская армия на чужбине. Галлиполи 1920-1921" (из серии "Россия забыта и неизвестная. Белое движение"), а также изготовить сувенирный памятный знак в виде "галлиполийского креста".
Проект строительства мемориала оценивается в 510 тысяч долларов, а общая стоимость программы достигает 700 тысяч долларов.
Особое значение программа имеет в свете состоявшегося в мае воссоединения Русской зарубежной церкви, основанной белоэмигрантами, с Московским патриархатом и преодоления последствий революции 1917 года и гражданской войны.
В 1920 году почти 150 тысяч россиян на 126 кораблях вынужденно покинули пределы Родины. Большинство из них, по данным ЦНСР, были офицерами и солдатами армии генерала Врангеля. Самый многочисленный 1-й армейский корпус разместился в районе турецкого городка Галлиполи в старых полуразрушенных бараках и простых палатках. Начались массовые заболевания, медикаментов не было - и за два зимних месяца (декабрь-январь) умерло около 250 человек.
Соглашения о перебазировании армии на Балканы были достигнуты только к концу весны 1921 года, а последние "галлиполийцы" покинули Турцию в мае 1923 года. За время "галлиполийского сидения" умерли 342 человека.
Памятник российским воинам в Галлиполи был торжественно освящен и открыт уже 16 июля 1921 года. Оставленный на попечение местных властей, он простоял почти 30 лет. В 1949 году монумент был серьезно поврежден в результате землетрясения. Длительное время он оставался в полуразрушенном состоянии, а затем был окончательно разобран.