Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
На встрече Владимира Путина с Джорджем Бушем в родовом поместье американского президента в штате Мэн тема размещения Соединенными Штатами своей ПРО в Европе обещает быть горячей. Понятно почему.
Путин предложил в качестве альтернативы создаваемой в Европе ПРО совместное использование Россией и США Габалинской РЛС в Азербайджане. Пентагон и МИД США скептически отнеслись к инициативе российского президента. Теперь слово за Бушем. По словам начальника российского Генштаба Юрия Балуевского, ответ американского президента и должен стать той самой «лакмусовой бумажкой», которая укажет на истинные цели США по размещению своей ПРО в Европе.
Впрочем, российский Генштаб практически не верит в возможность принятия Вашингтоном предложения Владимира Путина по совместному использованию Габалинской РЛС в Азербайджане. По мнению самого Балуевского, размещение элементов ПРО США в Европе - вопрос для Вашингтона «решенный», и инициативное предложение России «не найдет положительного решения со стороны нынешней администрации США».
По-другому, впрочем, и быть не могло. И дело не только, а быть может и не столько, в технической несовместимости российской РЛС с американскими противоракетами. Москва, кстати, предусмотрительно говорит и о возможной, в случае необходимости, модернизации станции. Дело в другом. Предложение Путина о совместном использовании российской РЛС в Габале в корне меняет сам характер ПРО, делая противоракетную оборону Европы стратегическим инструментом международного пользования. К такому повороту США явно не готовы.
Почему? Частично ответ на этот вопрос, возможно, дал сам Балуевский. Отвечая на вопросы журналистов относительно истинных возможностей создаваемой в Европе ПРО, российский военачальник отметил в первую очередь ее коммерческую привлекательность для ведущих американских компаний. В развитие ПРО будут вложены огромные средства без достаточных гарантий на успех. С другой стороны, по его мнению, не все деньги уйдут на ветер. Взять, хотя бы, случай с той же СОИ (стратегическая оборонная инициатива) - идея, казавшаяся авантюрой, обернулась затем для США технологическим прорывом.
Так, быть может, именно перспектива очередного прорыва в США в высоких технологиях и является главным камнем преткновения в российско-американском диалоге относительно создания в Европе фактически совместной ПРО?
Тогда все становится на свои места. США, безусловно, Россию не подпустят и на пушечный выстрел к своим технологическим новациям. Разве что последуют примеру своего 40-го президента Рейгана, обещавшего в случае создания США системы СОИ «поделиться» ею с Советским Союзом. Это первое. Второе, очевидно, заключается в том, что состоявшиеся и неизбежные предстоящие прорывы вселяют в Белый дом уверенность в том, что США все-таки смогут сделать надежную систему ПРО для себя и своих союзников.
Другой вопрос, против кого? Естественно, как объясняет сегодня Белый дом, против стран с неустойчивыми и непредсказуемыми режимами, таких как Северная Корея и Иран. Не против Северной Кореи и Ирана конкретно, а «против таких, как ...»
Универсальная формула. Которая, с одной стороны, делает ПРО вечной в силу того, что режимы имеют свойство трансформироваться, в том числе из предсказуемых в непредсказуемые. С другой - объясняет и оправдывает присутствие ПРО в Европе, в Азии и вообще всюду.
Судя по всему, дело именно к этому и идет - американская ПРО всюду. Поэтому, можно и следует понять логику США - причем тут Россия со своей Габалинской РЛС? И теперь уже сомнительным выглядят утверждения российского Генштаба о том, что «ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не в состоянии в одиночку решить проблему безопасности».
Вашингтон хотя эту позицию внешне «охотно разделяет», тем не менее очевидно, что не намерен менять свои планы по созданию ПРО в Европе «в одиночку». Несмотря даже на появившуюся возможность использовать уже готовую РЛС в Габале, вместо того, чтобы разворачивать свою в Чехии.
Предложение Москвы «достойно рассмотрения», заметила по этому поводу Кондолиза Райс, но США будут продолжать делать то, что они считают «лучшим с точки зрения безопасности». Она же и объяснила, почему США не намерены ни с кем считаться при этом. Потому, что, оказывается, перехват ракеты «зависит от геометрии и географии», а, надо полагать, не от национальных интересов. Спасибо, конечно, за ликбез, но и он проблемы ПРО США в Европе не решает.
Что остается делать России в создавшейся ситуации? Как заявляет российский Генштаб, Россия готова минимизировать любую угрозу своим национальным интересам, а каким путем: политическим, дипломатическим или военным, или всеми одновременно - это уже дело техники?
По словам Генерального секретаря НАТО Яап де Хооп Схеффер в ходе его визита в Москву, инициатива Владимира Путина не ограничивается только одним предложением по совместному использованию Габалинской РЛС. Генсек НАТО не стал раскрывать журналистам суть других предложений российского президента, ограничившись лишь напоминанием о предстоящей встречи Путина и Буша.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции