Виктор Сафонов, военный обозреватель, для РИА Новости.
Закончился визит в Москву Генерального секретаря Североатлантического альянса, посвященный десятилетию подписания Основополагающего акта Россия-НАТО и пятой годовщине Римской декларации и создания Совета Россия-НАТО. Встреча Яапа де Хооп Схеффера с Владимиром Путиным, юбилейный Совет Россия-НАТО, проведенный на уровне послов альянса, конференция экспертов и политологов в Санкт-Петербурге, ни на сантиметр не сдвинули с «точки замерзания» отношения Москвы и Брюсселя, резко обострившиеся в последнее время.
Причин этому много. Неконструктивная, как считают в российской столице, позиция натовского руководства по вопросам адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Полная поддержка Брюсселем американских планов размещения в Восточной Европе, точнее в Польше и Чехии, элементов третьего позиционного района своей стратегической ПРО. Десяти противоракет GBI (Ground-Based Interceptor) под Варшавой и высокочастотного радара под Прагой, которые, как считают в Генеральном штабе вооруженных сил России, а с ними согласно и руководство страны, могут нарушить ракетно-ядерный баланс между Россией и США, привести к дестабилизации обстановки в Европе, спровоцировать новую гонку вооружений и нанести серьезный ущерб национальной безопасности нашей страны.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер не согласился ни с одним пунктом этих опасений. Глава альянса поставил под сомнение утверждение о наличии враждебности в отношениях с Россией. «Я не думаю, что мы враги, - сказал он. - Есть различия во мнениях, но восприятие НАТО в РФ сильно разнится, и восприятие РФ в странах НАТО тоже разнится». «Не думаю, что отношения ухудшаются, - подчеркнул Схеффер. - Мы были врагами раньше». Партнерство России и НАТО должно развиваться в интересах мира и стабильности, сказал генсек. «Надо не уклоняться от сложных задач, надо их решать, не уходя от острых вопросов. Главное - это взаимодействие, - подчеркнул он. - НАТО нужна Россия, РФ нужен альянс, мы должны вести дискуссии, иначе мы не будем партнерами».
По словам генсека НАТО, заявления Путина о возможности перенацеливания российских ракет на Европу из-за размещения в Польше и Чехии элементов американского ПРО, которые подрывают безопасность России, не вписываются в формат партнерских отношений между Москвой и Брюсселем. ДОВСЕ Яап де Хооп Схеффер назвал «яблоком раздора», однако выразил надежду на дальнейшее сотрудничество. По оценке НАТО, заявил он, Россия «не выполнила всех Стамбульских обязательств, которые касаются вывода ее войск из Грузии и Приднестровья».
В России же считают, об этом заявил и на недавней встрече с руководством альянса в штаб-квартире НАТО министр обороны Анатолий Сердюков, что эти обязательства практически выполнены. И нежелание стран Североатлантического альянса приступить к ратификации адаптированного ДОВСЕ, разделить озабоченность Москвы о неприсоединении к нему стран Балтии, на территории которых образовалась «серая зона», где может быть размещен любой потенциал первого удара, неподконтрольный никаким инспекциям, а так же превышение количества тяжелых вооружений натовских стран по сравнению с Россией в три и четыре раза, создает альянсу решительное военное преимущество перед вооруженными силами России и, естественно, угрожают ее безопасности. Утешительные заявления Яапа де Хооп Схеффера, что «мы - не враги», как и похожие слова, которые раздаются из Белого дома в США, разительно расходятся с конкретными действиями Соединенных Штатов и самого Альянса. Как подчеркнул Анатолий Сердюков, выступая на совещании глав военных ведомств стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),
размещение элементов ПРО США в Европе ставит под угрозу механизм взаимодействия между Россией и соответствующими структурами Евросоюза и НАТО.
Если Россия и НАТО, Россия и США - не враги, то зачем Пентагон держит на восьми базах в Европе (в Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Великобритании и Турции) 440 авиационных ядерных бомб В61-3\4 свободного падения, которые могут быть доставлены в цели самолетами «Торнадо»? Кстати, и теми истребителями, что дислоцируются на аэродроме под Шауляем в Литве. Для кого они предназначены? На этот вопрос в Брюсселе не дают внятного ответа. Объяснить присутствие тактического ядерного оружия на старом континенте «борьбой с терроризмом» невозможно. Как невозможно объяснить и строительство базы для противоракет в Польше и радара в Чехии тем, что они предназначены для защиты от баллистических межконтинентальных ракет «стран-изгоев». В число которых Вашингтон причисляет Иран. Аргументы о том, что Тегеран будет стрелять по США своими ракетами, которых, кстати, не существует и в помине, именно через Польшу вызывают у серьезных военных экспертов саркастическую улыбку. Как абсолютно несостоятельные. Как будто нет других направлений для ракетной атаки или более дешевых и эффективных способов нанести ущерб Соединенным Штатам. Примерно так, как это сделала Аль-Каеда в сентябре 2001 года. Ей для этого не понадобились межконтинентальные ракеты...
Но аргументы той и другой стороны остаются неуслышанными. И НАТО, и США с упорством, достойным лучшего применения, продолжают навязывать мировому общественному мнению свою позицию. И по ДОВСЕ, и по позиционному району стратегической ПРО в Европе. Почти так же, как они навязывали мировой общественности мысль о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения и о его помощи международным террористам. Ни того, ни другого доказать до сих пор не удалось. Хотя иракского диктатора уже успели казнить, а наличия у него ОМП и фактов помощи Саддама международным террористам, несмотря на годы оккупации Ирака, Пентагону так и не удалось обнаружить. Более того, разгар терроризма в Междуречье пришелся как раз на время присутствия там американских войск, которые потеряли в борьбе с исламскими боевиками почти две с половиной тысячи своих солдат и офицеров.
Влияют ли обозначенные противоречия на отношения между Россией и НАТО, Россией и США? Безусловно. Попытка снять их и вернуть отношения между сторонами действительно в партнерское русло будет предпринята во время визита Владимира Путина в родовое имение Джорджа Буша в Кенненбанкпорт, штат Мэн, намеченного на 1-2 июля, и в ходе переговоров двух президентов.
На фоне этого события недавнее посещение Генеральным секретарем Североатлантического альянса Яапом де Хооп Схеффером Москвы можно считать только визитом вежливости. Никаких проблем он все равно не решил и не мог решить...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции