Алла Язькова, руководитель Центра Средиземноморье - Черноморье Института Европы РАН, для РИА Новости.
В начале июля должна состояться встреча между президентами США и России. Несомненно, на этом саммите в числе первостепенных вопросов мировой политики будет обсуждаться и судьба Косово. Обе стороны придерживаются противоположных точек зрения по этому вопросу и основы для компромисса пока не просматривается.
Предложенный в середине июня на рассмотрение СБ ООН по инициативе США, Великобритании и Франции новый проект резолюции по Косово не может стать основой для диалога. Согласно этому проекту, Белграду и Приштине даются четыре месяца для продолжения переговоров. Если же договоренности достигнуты не будут, то на рассмотрение Совбеза выносится косметически подправленный план Мартти Ахтисаари о предоставлении Косово независимости под временным международным контролем. При этом возражения России и Сербии не были восприняты.
Именно поэтому реакция Белграда и Москвы была предсказуемой. Премьер-министр Воислав Коштуница сразу же заявил о неприемлемости «упрятать независимость Косово за ширмой отсрочки в несколько месяцев». Об отказе от поддержки нового варианта проекта заявил и постоянный представитель России в СБ ООН Виталий Чуркин.
Проблема Косово остается одной из болевых точек мировой политики. Но Москва предлагает не торопиться с ее решением. Почему?
Создается впечатление, что в международном общественном мнении за истекшие 8 лет после принятия резолюции СБ ООН 1244 (которая, кстати, содержала признание территориальной целостности СРЮ - ныне Сербии) так и не сформировалось четких представлений о том, что же на самом деле происходит в Косово и готов ли край к тому, чтобы принять на себя бремя независимости. Ответы на эти вопросы можно почерпнуть из серии дискуссионных передач, которые были организованы на телевидении Приштины в 2005 - 2006 гг. в преддверии международных переговоров о статусе Косово.
Из итогов дискуссии следует, что за истекшие после 1999 года восемь лет и несмотря на оказанную краю международную помощь (на первом этапе около 1 млрд евро ежегодно, затем сумма стала уменьшаться), там мало что было сделано для развития экономики. Остается неразвитой инфраструктура, отсутствуют железные дороги, не созданы малые и средние предприятия, необходимые для переработки сельскохозяйственной продукции, в среде местного руководства процветают коррупция и непрофессионализм. К этому следует добавить наркотрафик и торговлю оружием, что низводит Косово до статуса «серой зоны»
Одной из центральных проблем дискуссии стала перспектива создания «косоварской идентичности», которая могла бы быть положена в основу объединения вокруг Косово других албанских земель. При этом, разумеется, не говорилось о том, что в этом случае создалась бы угроза территориальной целостности Македонии, Черногории, где компактно проживают албанские меньшинства, да и северных районов самой Албании. Не случайно, поэтому, многие, в том числе и западные эксперты, называют «албанскую проблему» Косово бомбой с часовым механизмом на Балканах.
Понимая это, группа аналитиков Евросоюза предложила в 2004 году одобренный Еврокомиссией план решения косовской проблемы на основе принципа «Сначала стандарты, затем статус», т.е. предоставлению статуса должно предшествовать создание функционирующего, работающего государства. Необходимые «стандарты» до сих пор не достигнуты, поэтому, оставаясь в правовом поле, невозможно решить вопрос и о «статусе». Особое беспокойство вызывает судьба проживающего в крае неалбанского населения, не только сербов, но и цыган, а также других меньшинств (около 180 тысяч). В случае предоставления краю независимости эти люди окажутся либо беззащитными, либо будут вынуждены спешно покинуть родные места, что станет такого же рода гуманитарной катастрофой, какая произошла в 1999 году. Уже сейчас более 200 тысяч беженцев (временно перемещенных лиц) из Косово остаются серьезной проблемой не только для Сербии, но и для Европы.
Трагический опыт Второй мировой войны заставил мировое сообщество закрепить принцип нерушимости границ в качестве одной из основ международного права, что позволило Европе избежать множества межэтнических конфликтов и «малых грабительских войн». Для пересмотра этого принципа необходимо согласованное, взвешенное решение с учетом всех его возможных последствий. Когда же говорится, что косовары, как сами себя называют косовские албанцы, «все равно будут добиваться независимости вооруженным путем», то это как раз и является дополнительным аргументом в пользу того, что независимость предоставлять им рано.
И еще один момент. В международных СМИ недавно появились сообщения о том, что г-н Мартти Ахтисаари в случае продолжения переговоров между Белградом и Приштиной, на чем настаивает Россия, не будет далее принимать в них участия, что ставит под сомнение объективность его посредничества.
Впрочем, уже не в первый раз. В августе 2006 года во время одной из дискуссий между сербской и албанской сторонами он заявил: сербы должны уступить, потому что они виновны как нация. Опыт истории ХХ века свидетельствует, однако, что такого рода обвинения приводили к тяжким последствиям и кровавым конфликтам, нельзя, поэтому, позволить, чтобы какому-либо народу навязывали чувство национальной вины. Тем более, что виновник югославской трагедии 1990-х годов Слободан Милошевич был в 2000 году смещен демократическими силами Сербии и в качестве военного преступника отправлен в Гаагский трибунал.
Таким образом, проблема Косово ждет своего решения. Отторгнуть Косово от Сербии значило бы нанести ей незаживающую рану, тем более, что в сознании подавляющего большинства сербов Косово - это колыбель сербской государственности и на его территории по сей день находится множество средневековых исторических памятников. Возвращение края в состав Сербии в качестве автономии неприемлемо для косоваров.
Выход мог бы быть найден в поиске статусного решения, имеющего прецеденты в мировой практике (ассоциированное членство, федератизм (federacy) - ассиметричные отношения c более крупным государственным образованием при наличии самостоятельности во внутренних делах). Не исключена и возможность их конфедерации на то время, пока Сербия и Косово не станут частью объединенной Европы. В любом случае Сербии должно быть предоставлено право на защиту соотечественников и охрану исторических памятников.
Все это могло бы стать предметом обсуждения, принятие же поспешных решений чревато непредсказуемыми последствиями для Балкан и Европы. Косово станет прецедентом для Европы - вопрос только каким?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции