26 июня 1927 года в небольшом белорусском городке Лепель родился режиссер Владимир Яковлевич Мотыль. Сегодня ему исполняется 80 лет.
К своему юбилею режиссер завершил съемки нового фильма "Багровый цвет снегопада".
"Это большой кинороман из истории России за период с 1916 по 1926 годы. В центре - судьбы трех героев, на фоне которых и происходят все эти исторические потрясения", - сказал Мотыль в интервью РИА Новости.
Режиссер признался, что фильм посвятил своей матери, а эпиграфом взял слова своего друга поэта Булата Окуджавы: "Две вечных дороги - любовь и разлука - проходят сквозь сердце мое".
Мотыль охарактеризовал жанр своей картины, как любовный авантюрный кинороман, съемки которого велись два года.
Место действия картины охватывает Москву, Петербург, Сибирь, Украину, Европу и Канаду. На сбор исторического материала, написание сценария, на предусмотренные остановки в съемках ушло не менее шести лет.
Владимир Яковлевич снял множество картин, однако в историю отечественного кинематографа он вошел, прежде всего, как режиссер "Белого солнца пустыни". Этот фильм, бесспорно, стал легендой советского кино. Хотя, как вспоминает сам режиссер, для него "Белое солнце пустыни" было последним шансом остаться в кинематографе: "Первый зампред Госкино Баскаков, не предвидевший, что он же окажется позже и спасителем "Белого солнца пустыни", сказал буквально следующее: "Пока я на этом посту, вы больше в кино работать не будете!" Таким образом, Владимиру Яковлевичу предстояло максимально проявить себя при подготовке картины, чтобы не потерять работу.
Тем не менее, некоторые советы Баскакова, как говорит Мотыль, пошли на пользу картине. "Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман", - говорил зампред Мотылю перед его отъездом на съемки. Именно из этого напутствия и родилась фраза товарища Сухова "Восток - дело тонкое".
Во время съемок "Белого солнца пустыни" происходило множество удивительных и курьезных случаев. Например, в гареме Абдуллы было всего две профессиональных актрисы. Роли еще трех "жен" исполняли продавец, баскетболистка и научный сотрудник. Девушкам пришлось возвращаться на работу сразу после съемок основных сцен. В эпизодах "гарем" дублировали солдаты. Команды солдатам вовремя съемок отдавал старшина, и вместо обычного "стоп, снято!" в конце съемок режиссер кричал "отставить!"
Спартака Мишулина зарывали по шею в песок, предварительно упаковав его в деревянный ящик. В перерыве между съемками его голову защищали от солнца зонтом, а однажды актера забыли откопать. Участники съемок вспоминают, что черная икра, которой кормит Верещагина жена, в итоге протухла, и никто не успел ею полакомиться.
Если верить слухам, то в роли одного из басмачей, захвативших баркас, снимался настоящий бандит из Махачкалы: съемочную группу в столице Дагестана обворовали, и чтобы найти вора, руководители съемок обратились к местному криминальному авторитету. В качестве вознаграждения за помощь в возвращении награбленного предложили ему сняться в картине.
Просмотр фильма "Белое солнце пустыни" давно стал "космической" традицией. У космонавтов есть специальный график последнего дня перед стартом, где в расписании прямо указано: "Просмотр фильма "Белое солнце пустыни". Фильм смотрят все: российские, и зарубежные космонавты. По словам сотрудников Роскосмоса, эта традиция "помогает космонавтам выполнять поставленные задачи".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников