Лев Дзугаев, член Экспертного совета РИА Новости.
Обычно в дни юбилейных торжеств не принято говорить о разногласиях, обострять существующие противоречия. Атмосфера праздника, как правило, не предполагает достижения «прорывных» договоренностей. Но что же в таком случае заставляет столь пристально всматриваться в событие, имевшее место 25 июня 2007 в столице Турции?
А все дело в том, что, если положения Декларации, принятой в ходе юбилейного саммита Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), воплотятся на практике, то это будет означать, что Причерноморье обретает статус одного из геостратегически важных регионов современного мира. И совершенно не случайно к Стамбульскому саммиту ОЧЭС, приуроченному к 15-летию этой организации, было приковано внимание экспертов не только собственно причерноморских государств, но и далеко за их пределами.
12 стран - членов организации, 13 стран, имеющих статус наблюдателей, включая США, Германию, Францию, Италию. Территория ОЧЭС - 20 миллионов квадратных километров, с населением более 350 миллионов человек. Значительный потенциал, проходящие через регион традиционные и вырисовывающиеся перспективные пути коммуникации между Азией и Европой. Превратятся ли они в надежную опору для очень непросто складывающегося диалога между Востоком и Западом, или будут содействовать формированию новых разделительных линий? Вопрос актуален как для стран-участниц, так и для сопредельных с ними государств.
Если в 1990 году турецкая инициатива о более тесном сотрудничестве причерноморских государств была выдвинута в условиях существования СССР и Восточного Блока, куда входили Болгария и Румыния, то сегодня мы имеем другую реальность. Восточно-европейские причерноморские страны, бывшие члены Варшавского договора и СЭВ, ныне - члены ЕС и НАТО. Изменился статус Южного Кавказа, он стал играть важную роль в транзите каспийских и среднеазиатских энергоресурсов в Европу. Страны Южного Кавказа - члены СНГ, часть из них входят в ГУАМ, одни члены ОДКБ, другие стремятся в НАТО. Украина и Молдова - члены СНГ и ГУАМ. Ряд других членов ОЧЭС - Греция, Болгария, Румыния - члены ЕС. Одним словом, разные, порой противоречащие друг другу интересы, сходятся на площадке ОЧЭС. От того, насколько удастся их согласовать, зависит, превратится ли ОЧЭС в мост, соединяющий Европу с Малой и Средней Азией.
А повестка дня ОЧЭС - весьма насыщенная. В ней - реализация масштабных региональных экономических проектов, углубление сотрудничества в области энергетики, транспорта, охраны окружающей среды, науки и техники, телекоммуникаций, торговли и туризма, борьбы с терроризмом и организованной преступностью. И если вступление в строй в октябре 1996 года линии волоконно-оптической связи ИТУР (Италия-Турция-Украина-Россия), подключенной к оптико-волоконному кабелю Дания-С.Птербург-Хабаровск-Япония-Южная Корея, несмотря на важность проекта, не получила, так сказать, широкого общественного резонанса, то чрезвычайно чувствительными для широкого круга международных акторов являются вопросы, так или иначе связанные с энергетической безопасностью, диверсификацией путей поставок энергоносителей в Европу. В международной практике они являются одними из наиболее обсуждаемых. После кризиса в российско-украинских отношениях, связанного с поставками газа, тема энергобезопасности присутствует фактически на всех сколь-нибудь значимых международных форумах, начиная с G-8 и до «гуамской» четверки. Хотя интерес к этой сфере имеет более длительную предысторию. Появление проектов Баку-Тбилиси-Джейхан, как альтернативного Баку-Новороссийск, Баку-Тбилиси-Эрзрум, как противовеса российско-турецкому «Голубому потоку» есть ничто иное, как отражение жесткой конкуренции в этой сфере, вытекающей из существующих геополитических противоречий начала ХХI века.
Россия волею судеб является одной из крупнейших стран-производителей и поставщиков углеводородного сырья. В своей уже современной истории она имела возможность не раз столкнутся с тем, что далеко не всем по нраву ее статус энергетической сверхдержавы. В ней были и попытки вывести из под российского контроля крупнейшие нефте-газовые месторождения, и стремление заблокировать выгодные для России соглашения по добыче и поставкам углеводородов, и желание осуществлять их транспортировку и доставку в обход России. В этой большой игре регионам, входящим в Большое Причерноморье, например, странам Южного Кавказа, Украине, отводится специфическая роль. В силу своего географического положения особое место в этой игре отводится и Турции. Стремление заблокировать проект «Северный поток», но реализовать Транскаспийский газопровод и проект «Набукко», закрыть российскую нефть в Новороссийске, но реанимировать трубопровод Одесса-Броды - действия, в которых легко прочитываются истинные мотивы, часто далекие от экономической эффективности, обусловленные скорей геополитическими интересами, преследующими не в последнюю очередь цель ограничить возможности России.
2007 год недвусмысленно продемонстрировал, что Россия успешно противостоит попыткам вытеснить ее из ведущейся игры, что она готова активно вписаться в беспокоящую международное сообщество диверсификационную проблематику. При этом, подтверждая свою готовность, как и прежде, быть надежным партнером в области взаимовыгодного сотрудничества. Успешный вояж Президента России В.Путина в Среднюю Азию, договоренность с Казахстаном и Туркменией о строительстве Прикаспийского газопровода; подписание соглашения с Грецией и Болгарией о строительстве нефтепровода Бургас-Александрополус; российско-итальянское соглашения по осуществлению проекта «Южный поток» и как своеобразный завершающий аккорд на Балканском энергетическом форуме в Загребе, где В.Путин фактически представил российскую программу нефте-газового сотрудничества с Южной Европой. И в этой весьма амбиционзной программе могут найти себя каждая из стран ОЧЭС от Азербайджана до Албании.
Принятая главами государств-членов ОЧЭС итоговая декларация саммита, включающая в себя 23 пункта, подтвердила ведущую роль организации в деле наращивания экономического сотрудничества в Причерноморье, укрепления дружественных и добрососедских отношений между государствами-участниками организации. Главы государств поручили своим министрам иностранных дел расширить договорную базу организации для развития сотрудничества в области энергетики, торговли и транспорта. «Мы подтверждаем наши стремления углублять сотрудничество в сфере энергетики с должным учетом интересов стран-производителей и стран-потребителей энергии, а также стран-транзитеров и сотрудничать с ЕС и другими международными партнерами в целях обеспечения справедливого доступа всех заинтересованных стран к энергоресурсам и рынкам сбыта на основе взаимности для повышения глобальной энергобезопасности, эффективности, конкурентноспособности и экологической устойчивости», - отмечается в декларации относительно перспектив сотрудничества в сфере энергетики.
В ходе двухсторонних встреч во время саммита выяснилось, что к реализации проекта «Южный поток» готовы присоединиться Болгария и Греция. А Еврокомиссия получила статус наблюдателя при ОЧЭС, что также свидетельствует о растущем интересе к деятельности организации со стороны евроструктур.
Украина, чье председательство в ОЧЭС начнется 1 ноября 2007 года, попыталась наметить контуры будущей повестки дня: «Пришло время на практике к созданию Черноморской зоны свободной торговли, основанной на правилах международной организации торговли»,- отметил президент Украины. Наряду с рядом других инициатив, он предложил также уделять большее внимание вопросам обеспечения безопасности, призвал к консолидации усилий по решению «замороженных» конфликтов в регионе. Что из этого получится, покажет уже недалекое будущее.
А пока же президент России Владимир Путин поблагодарил парламентариев стран-членов ОЧЭС за поддержку российской заявки на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Такая региональная поддержка может оказаться очень даже кстати.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции