Рейтинг@Mail.ru
ОЧЭС - 15 лет. Что дальше? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ОЧЭС - 15 лет. Что дальше?

Читать ria.ru в
Дзен
Обычно в дни юбилейных торжеств не принято говорить о разногласиях, обострять существующие противоречия. Атмосфера праздника, как правило, не предполагает достижения «прорывных» договоренностей. Но что же в таком случае заставляет столь пристально всматриваться в событие, имевшее место 25 июня 2007 в столице Турции? А все дело в том, что, если положения Декларации, принятой в ходе юбилейного саммита Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), воплотятся на практике, то это будет означать, что Причерноморье обретает статус одного из геостратегически важных регионов современного мира.

Лев Дзугаев, член Экспертного совета РИА Новости.

Обычно в дни юбилейных торжеств не принято говорить о разногласиях, обострять существующие противоречия. Атмосфера праздника, как правило, не предполагает достижения «прорывных» договоренностей. Но что же в таком случае заставляет столь пристально всматриваться в событие, имевшее место 25 июня 2007 в столице Турции?

А все дело в том, что, если положения Декларации, принятой в ходе юбилейного саммита Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС),  воплотятся на практике, то это будет означать, что Причерноморье обретает статус одного из геостратегически важных регионов современного мира. И совершенно не случайно к Стамбульскому саммиту ОЧЭС, приуроченному к 15-летию этой организации, было приковано внимание экспертов не только собственно причерноморских государств, но и далеко за их пределами.

12 стран - членов организации, 13 стран, имеющих статус наблюдателей, включая США, Германию, Францию, Италию. Территория ОЧЭС - 20 миллионов квадратных километров, с населением более 350 миллионов человек. Значительный потенциал, проходящие через регион традиционные и вырисовывающиеся перспективные пути коммуникации между Азией и Европой. Превратятся ли они в надежную опору для очень непросто складывающегося диалога между Востоком и Западом, или будут содействовать формированию новых разделительных линий? Вопрос актуален как для стран-участниц, так и для сопредельных с ними государств.

Если в 1990 году турецкая инициатива о более тесном сотрудничестве причерноморских государств была выдвинута в условиях существования СССР и Восточного Блока, куда входили Болгария и Румыния, то сегодня мы имеем другую реальность. Восточно-европейские причерноморские страны, бывшие члены Варшавского договора и СЭВ, ныне - члены ЕС и НАТО.  Изменился статус Южного Кавказа, он стал играть важную роль в транзите каспийских и среднеазиатских энергоресурсов в Европу. Страны Южного Кавказа - члены СНГ, часть из них входят в ГУАМ, одни члены ОДКБ, другие стремятся в НАТО. Украина и Молдова - члены СНГ и ГУАМ. Ряд других членов ОЧЭС - Греция, Болгария, Румыния - члены ЕС. Одним словом, разные, порой противоречащие друг другу интересы, сходятся на площадке ОЧЭС. От того, насколько удастся их согласовать, зависит, превратится ли ОЧЭС в мост, соединяющий Европу с Малой и Средней Азией.

А повестка дня ОЧЭС -  весьма насыщенная. В ней - реализация масштабных региональных экономических проектов, углубление сотрудничества в области энергетики, транспорта, охраны окружающей среды, науки и техники, телекоммуникаций, торговли и туризма, борьбы с терроризмом и организованной преступностью. И если вступление в строй в  октябре 1996 года линии волоконно-оптической связи ИТУР (Италия-Турция-Украина-Россия), подключенной к оптико-волоконному кабелю Дания-С.Птербург-Хабаровск-Япония-Южная Корея, несмотря на важность проекта, не получила, так сказать, широкого общественного резонанса, то чрезвычайно чувствительными для широкого круга международных акторов являются вопросы, так или иначе связанные с энергетической безопасностью, диверсификацией путей поставок энергоносителей в Европу. В международной практике они являются одними из наиболее обсуждаемых. После кризиса в российско-украинских отношениях, связанного с поставками газа, тема энергобезопасности присутствует фактически на всех  сколь-нибудь значимых международных форумах, начиная с G-8 и до «гуамской» четверки. Хотя интерес к этой сфере имеет более длительную предысторию. Появление проектов Баку-Тбилиси-Джейхан, как альтернативного Баку-Новороссийск, Баку-Тбилиси-Эрзрум, как противовеса российско-турецкому «Голубому потоку» есть ничто иное, как отражение жесткой конкуренции в этой сфере, вытекающей из существующих геополитических противоречий начала ХХI века.

Россия волею судеб является одной из крупнейших стран-производителей и поставщиков углеводородного сырья. В своей уже современной истории она имела возможность не раз столкнутся с тем, что далеко не всем по нраву ее статус энергетической сверхдержавы. В ней были и попытки вывести из под российского контроля крупнейшие нефте-газовые месторождения, и стремление заблокировать выгодные для России соглашения по добыче и поставкам углеводородов, и желание осуществлять их транспортировку и доставку в обход России. В этой большой игре регионам, входящим в Большое Причерноморье, например, странам Южного Кавказа, Украине, отводится специфическая роль. В силу своего географического положения особое место в этой игре отводится и Турции. Стремление заблокировать проект «Северный поток», но реализовать Транскаспийский газопровод и проект «Набукко», закрыть российскую нефть в Новороссийске, но реанимировать трубопровод Одесса-Броды - действия, в которых легко прочитываются истинные мотивы, часто далекие от экономической эффективности, обусловленные скорей геополитическими интересами, преследующими не в последнюю очередь цель ограничить возможности России.

2007 год недвусмысленно продемонстрировал, что Россия успешно противостоит попыткам вытеснить ее из ведущейся игры, что она готова активно вписаться в беспокоящую международное сообщество диверсификационную проблематику. При этом, подтверждая свою готовность, как и прежде, быть надежным партнером в области взаимовыгодного сотрудничества. Успешный вояж Президента России В.Путина в Среднюю Азию, договоренность с Казахстаном и Туркменией о строительстве Прикаспийского газопровода; подписание соглашения с Грецией и Болгарией о строительстве нефтепровода Бургас-Александрополус; российско-итальянское соглашения по осуществлению проекта «Южный поток» и как своеобразный завершающий аккорд на Балканском энергетическом форуме в Загребе, где В.Путин фактически представил российскую программу нефте-газового сотрудничества с Южной Европой.  И в этой весьма амбиционзной программе могут найти себя каждая из стран ОЧЭС от Азербайджана до Албании.

Принятая главами государств-членов ОЧЭС итоговая декларация саммита, включающая в себя 23 пункта, подтвердила ведущую роль организации в деле наращивания экономического сотрудничества в Причерноморье, укрепления дружественных и добрососедских отношений между государствами-участниками организации. Главы государств поручили своим министрам иностранных дел расширить договорную базу организации для развития сотрудничества в области энергетики, торговли и транспорта. «Мы подтверждаем наши стремления углублять сотрудничество в сфере энергетики с должным учетом интересов стран-производителей и стран-потребителей энергии, а также стран-транзитеров и сотрудничать с ЕС и другими международными партнерами в целях обеспечения справедливого доступа всех заинтересованных стран к энергоресурсам и рынкам сбыта на основе взаимности для повышения глобальной энергобезопасности, эффективности, конкурентноспособности и экологической устойчивости», - отмечается в декларации относительно перспектив сотрудничества в сфере энергетики.

В ходе двухсторонних встреч во время саммита выяснилось, что к реализации проекта «Южный поток» готовы присоединиться Болгария и Греция. А Еврокомиссия получила статус наблюдателя при ОЧЭС, что также свидетельствует о растущем интересе к деятельности организации со стороны евроструктур.

Украина, чье председательство в ОЧЭС начнется 1 ноября 2007 года, попыталась наметить контуры будущей повестки дня: «Пришло время на практике к созданию Черноморской зоны свободной торговли, основанной на правилах международной  организации торговли»,- отметил президент Украины. Наряду с рядом других инициатив, он предложил также уделять большее внимание вопросам обеспечения безопасности, призвал к консолидации усилий по решению «замороженных» конфликтов в регионе. Что из этого получится, покажет уже недалекое будущее.

А пока же президент России Владимир Путин поблагодарил парламентариев стран-членов ОЧЭС за поддержку российской заявки на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Такая региональная поддержка может оказаться очень даже кстати.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала