Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Злоключения европейской конституции завершились. Она умерла. Агония началась еще в 2005 году, когда граждане Франции и Нидерландов на референдумах отказались поддержать документ, а закончилась только что в Брюсселе, когда после сложнейших переговоров лидеров ЕС, стало ясно, что полноценную конституцию не спасти и единственный выход - это принять ее сокращенный, сильно урезанный и выхолощенный вариант, именуемый скромно - «конституционным актом». Планируется, что этот конституционный карлик вступит в силу к 2009 году.
«Карлик» не оскорбление, а лишь простая констатация факта. Из Основного закона ЕС в силу противодействия Лондона пришлось, например, фактически исключить Хартию фундаментальных прав. То есть, она осталась, но обязательную юридическую силу потеряла. Следовательно, ее политический вес упал до нуля.
Одной из важнейших проблем ЕС была медлительность и неэффективность в принятии решений, что в наше бурное время огромный тормоз. И здесь достигнут лишь эфемерный компромисс с Польшей - именно Варшава встала на пути Германии и Франции, выторговывая до последней секунды более выгодные для себя условия при подсчете голосов при голосовании. В результате принята формула так называемого «двойного большинства». Согласно этому принципу, решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств Евросоюза, в которых проживает не менее 65% граждан ЕС.
Неэффективность и без того тяжеловесной формулы усугубляется тем, что странам, которым не удастся создать блокирующего меньшинства, согласно конституционному акту, позволяется отложить решение вопроса и предложить вести дальнейшие переговоры. Иначе говоря, ситуация примерно та же, что и с Хартией фундаментальных прав. Компромисс достигнут, но какой ценой? К тому же эта компромиссная система голосования будет применяться только с 2014 года, да еще с переходным периодом до 1917-го. То есть, Евросоюз обречен на торможение в своем развитии. Нельзя быстро продвигаться вперед, если у вас на ногах мешок.
Слава Богу, что ЕС удалось договориться о должности президента и «высокого представителя ЕС по единой внешней политике». Правда, и тут сразу же возникает законный вопрос: насколько эффективно смогут работать и президент, и тем более, представитель по «единой внешней политике». Если нет самого единства. Конституционный акт не предусматривает даже флага и гимна - традиционных символов единства. Есть только надежда. Как заявила канцлер Германии Ангела Меркель: «Я думаю, что флаг еще потребуется, а гимн будет звучать».
В качестве председательствующей в ЕС улыбчивая г-жа Меркель действительно сделала все возможное, чтобы выйти из конституционного лабиринта. Правда, создается впечатление, что Европа вышла из одного тупика, чтобы попасть в другой. Европейские СМИ переполнены самыми противоречивыми откликами, что также не свидетельствует о единстве. Для одних результаты встречи в Брюсселе повод для радости, для других - для глубокого разочарования. Один из бывших лидеров ЕС, а ныне итальянский премьер Романо Проди своего огорчения не скрывает. Желаемого единства между старыми и новыми членами ЕС нет, и не предвидится. Ряд новичков, к примеру, та же Польша, ориентируется под руководством братьев Качинских не на общеевропейские интересы, а на Вашингтон.
Поведение Польши в Брюсселе было и иррациональным, и этически сомнительным: вряд ли в новой Европе уместны не очень тактичные воспоминания о второй мировой войне - выпад в адрес Германии очевиден. Кстати, это уже не первый камень, брошенный официальными властями Польши в сторону Берлина, например, по поводу СЕГ - Северо-Европейского газопровода. Варшава до сих пор пытается, правда, безнадежно уличить Германию и Россию в некоем антипольском заговоре. Поразило наблюдателей и то, что Польша оказалась единственной страной, чей полномочный представитель оказался не способным принимать решения самостоятельно - президент Лех Качинский буквально каждую запятую согласовывал по телефону со своим старшим (на 45 минут) братом премьером Ярославом, что превращало и без того сложные переговоры в мучительный для всех процесс.
Ясно, что все перечисленные выше проблемы - результат слишком поспешного расширения Евросоюза, который оказался не в состоянии столь же быстро переварить все проглоченное им. Количество победило качество. Мечты старожилов ЕС о создании мощного и единого в своих устремлениях политического и экономического центра, который бы играл роль разумного противовеса, как США, так и «азиатским тиграм», пока не оправдываются.
Более того, из этой главнейшей ошибки выводы так и не сделаны. Как заявила г-жа Меркель, новый договор открывает путь к новому расширению Евросоюза. Первой на очереди Хорватия, она станет 28-членом.
А там, глядишь, на радость старой Европе в широко распахнутые двери союза войдет и Турция. Вот будет весело жить европейцам!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции