Андрей Васильев, военный обозреватель, для РИА Новости.
В конце июня в Россию с официальным визитом приезжает президент Венесуэлы Уго Чавес. Будут ли в ходе этой поездки подписаны новые контракты на поставку вооружений и, в частности, подводных лодок - вопрос, который активно сейчас обсуждается. Причем особенно он интересует Соединенные Штаты, которые почему-то считают, что при его решении их мнение должно быть обязательно учтено.
Поводов для беспокойства у вашингтонской администрации, и вправду, немало. Россия на рынке вооружений в последние годы стала играть столь заметную роль, что лидерство США было поставлено под сомнение многими его участниками, в том числе и самими Соединенными Штатами. «После распада СССР на высоко конкурентном рынке обычных вооружений доминировали Соединенные Штаты, - отмечал в декабре 2006-го военный аналитик Ричард Гриммет. - Однако сейчас ситуация изменилась. Москва действует все напористее и агрессивнее».
Действительно, продукцию российского ОПК ценят во многих странах. Причем не только в тех, которые являются ее традиционными покупателями. В последнее время некоторые зарубежные армии предпочли сменить поставщиков, посчитав, что техника из России и надежнее, и современнее, и дешевле. Как это, например, было в Колумбии, где вооруженные силы закупили 10 военно-транспортных вертолетов Ми-17, которые не только превосходили по тактико-техническим характеристикам предлагаемый американцами «Блэк Хок», но и стоили на $18 млн меньше, что для не самой богатой на континенте страны достаточно важно.
Ну, а когда в марте 2005 из военного бюджета Венесуэлы было перечислено $3,4 млрд в адрес России за 100 тыс. автоматов АК-103, 24 истребителя Су-30 МК2 и 38 военных вертолетов Ми-35, негодование Вашингтона достигло градуса кипения. Уго Чавес тогда напомнил, что у Венесуэлы не было выбора, поскольку США ввели эмбарго на экспорт вооружений в его страну под предлогом того, что Каракас недостаточно сотрудничает с Вашингтоном в борьбе с терроризмом. Между тем, в отличие от США, Россия поставляет Венесуэле оружие, не выдвигая никаких политических условий и уважая суверенитет страны.
Никакого эффекта не произвела и попытка США оказать давление на Россию. Сначала с заявлением выступил тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфельд, который никак не мог понять, зачем Венесуэле сто тысяч «калашниковых». А затем и госсекретарь Кондолиза Райс во время визита в Москву выразила свою тревогу в связи с этим контрактом. На что услышала от министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, что российское военное сотрудничество с Венесуэлой не противоречит международному законодательству. Итог дискуссии подвел вице-премьер правительства Сергей Иванов, который сказал: «Пересмотр контракта абсолютно недопустим... 24 самолета не являются избыточными для охраны такой большой по территории страны, как Венесуэла... Венесуэла не находится ни под какими международными санкциями и никаких ограничений для реализации контракта нет».
Венесуэльский прорыв американской блокады стал тем самым заразительным примером непослушания, которое, в конечном счете, может нанести серьезный урон американскому влиянию на континенте. Далеко не случайно при обсуждении в прошлом году возможности покупки Аргентиной российской военной техники ее министр обороны Нильда Гарре заявила, что в Буэнос-Айресе не опасаются негативной реакции США. «Закупка вооружений - суверенное дело каждой страны, и это не может вызвать недовольства ни у кого».
В 2005-м объем экспорта российского оружия составил $6 млрд 126 млн. Соединенные Штаты заработали почти в два раза больше - $12,3 млрд. И, в общем-то, свою долю в 33%, как и в 2004 году, на мировом рынке вооружений сохранили. Но тревога их не оставляет, поскольку в предыдущие годы они контролировали и до 50% рынка. Усиления на нем России Вашингтон хотел бы меньше всего.
Для нас же рост военной составляющей экспорта - это закрепление возможности развивать и дальше самый высокотехнологичный сектор российской экономики, который в последние два года продемонстрировал свою способность выступать в роли локомотива и других отраслей. К счастью, прошли те времена, когда ОПК советовали больше внимания обращать на сборку пылесосов и штамповку сковородок, нежели на разработку новых поколений оружия. Сейчас пришло понимание, что на современных бомбардировщиках и перехватчиках можно заработать значительно больше. Тому пример корпорация «Иркут», президент которой Олег Демченко на недавней пресс-конференции в Ле-Бурже сообщил, что его компания до 2014 года поставит за рубеж 242 многофункциональных истребителя Су-30 МКИ на сумму около $7 млрд.
Кстати, это ни в какой мере не противоречит нашей военной доктрине. В конце концов, спокойно спать хотят жители всех стран. А для этого надо быть уверенным в непроницаемости своих границ. И когда президент Уго Чавес говорит, что намерен создать национальную систему ПВО, которая «прикроет все Карибы» и будет способна отслеживать воздушные цели на расстоянии 200 километров и уничтожать их за 100 километров от территории Венесуэлы, то имеет на это право. Хотя бы в силу того, что это никак не угрожает безопасности Соединенных Штатов.
Будет ли предстоящий визит главы Венесуэлы связан с заключением новых контрактов на поставку оружия, сейчас сказать сложно. Вполне возможно, что ажиотаж, поднятый в прессе, не имеет под собой никаких оснований, и на переговорах и речи не будет о покупке подлодок. Однако, по большому счету, это дело Каракаса. И, естественно, Москвы. Но никак не Вашингтона. В этих отношениях он - третий лишний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции