Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Российское государство в экономической сфере ставит перед собой амбициозные цели. Некоторые члены российского правительства прогнозируют, что к 2020 году Россия войдет в число 5 ведущих стран мира по объему ВВП. Однако даже удержаться в первой десятке наиболее развитых стран мира, куда наша страна, скорее всего, попадет в этом году, можно, только радикально изменив структуру ВВП. Перейти же с сырьевой направленности экономики на инновационный путь развития можно, только стимулируя создание множества небольших венчурных компаний. Именно они во всем мире занимаются внедрением высоких технологий в производство. Правительство эту задачу пытается решить, создав Российскую венчурную компанию. Но инициатива идет и от самих бизнесменов.
Экономика России последние 9 лет действительно росла высокими темпами - почти 7% в год. Но сохранить эту динамику будет крайне сложно. Дело в том, что нынешние экономические успехи России были достигнуты благодаря неуклонному росту цен на нефть и газ в течение всех этих лет. В обозримом же будущем, по большинству прогнозов, цены на углеводороды останутся на высоком уровне, однако расти прежними темпами уже не будут.
Поэтому надо искать новые ресурсы для сохранения прироста ВВП на прежнем уровне. Экономические прогнозисты из российского Минэкономразвития наилучшей перспективой (но, заметим, вовсе на самой очевидной) называют переход на инновационный путь развития. Под этим они подразумевают увеличение доли высокотехнологических секторов в экономике с нынешних 10,5% до 17-20% с одновременным снижением доли нефтегазового сектора с 22,1% до 11,8%.
В прогнозах этих несколько удивляет нынешний размер сектора high tech -10,5%. Где правительственные экономисты обнаружили столь солидное его присутствие? Скорее всего, к высокотехнологическому сектору почти целиком был отнесен оборонно-промышленный комплекс. Как видно, на него российские власти сильно рассчитывают, запланировав к выбранной за ориентир круглой дате - 2020 год - в несколько раз увеличить производство кораблей, самолетов, атомного оборудования, спутников и ракет. Для технологического прорыва предлагается развивать нанотехнологии и биоиндустрию, заняться водородной энергетикой и разработкой ядерных реакторов нового поколения. В результате Россия должна увеличивать экспорт высокотехнологичной продукции на 15-20% ежегодно, чтобы к 2020 году он составил $60-100 млрд.
Стоит напомнить, что сейчас экспорт всей продукции, которую в правительстве относят к высокотехнологичной, максимум дотягивает до $8 млрд. в год. Поэтому в подобные прогнозы пока верится с трудом. Тем более что сейчас структура российской экономики и экспорта носит ярко выраженную сырьевую направленность. Две трети экспортных доходов мы получаем за счет сырья и полуфабрикатов: углеводородов, продукции металлургии и многовековой статьи российского экспорта - древесины. А на high tech приходиться лишь 2% экспорта.
К тому же, суперсовременные нанотехнологии, о которых сейчас ведется много разговоров, смогут найти практическое применение в гражданских секторах экономики, а, следовательно, дать экономический эффект, в лучшем случае лет через 10-15. А до этого будут только поглощать крупные инвестиции со стороны государства.
Настораживает и то, что чиновники российского правительства, планируя прорыв на фронте высоких технологий, основную ставку делают на создание крупных холдингов-монополистов и собираются продолжить выкуп крупных промышленных активов у частных собственников. Между тем трудно представить себе менее эффективную с точки зрения экономического роста структуру, чем государственная корпорация.
Из «победных реляций», доносящихся порой из правительства, можно заключить, что Россия уже встала на инновационный путь. Хотя на самом деле этот вопрос отнюдь не решен, и для российской экономики пока более вероятен инерционный сценарий развития, а не следование по пути Китая или Индии.
Правда, есть в предложениях правительства и меры, которые действительно позволят стимулировать рост высоких технологий. А именно - создание благоприятных условий для небольших венчурных компаний. Мировая практика показывает, что именно при их помощи крупные компании внедряют большую часть новшеств в гражданские сектора экономики, в ту же нефтедобычу, не говоря уже о потребительском секторе. В Минэкономразвития рассчитывают развить инновации посредством созданной в прошлом году государственной Российской венчурной компании (РВК), венчурных фондов, которые будут образованы при ней, и особых технико-внедренческих зон с льготным налогообложением. РВК уже получила на инновации средства в размере 15 млрд. рублей ($577 млн.). Она будет инвестировать средства в наиболее перспективные венчурные проекты по схеме: 49% своих денег и 51% за счет средств частных инвесторов.
Главная проблема для РВК теперь- выбрать лучшие проекты и найти частных соинвесторов. Однако инициатива уже пробивается снизу. В конце июня в Москве при поддержке столичных властей предприниматели, имеющие опыт в сфере инноваций, провели первый Московский венчурный форум с целью свести авторов и менеджеров инновационных проектов с инвесторами. На форуме было представлено 30 отобранных экспертами проектов, которым требуются инвестиции почти в $90 млн. (Для венчурного бизнеса это немало).
Окончательные результаты мероприятия, которое, как рассчитывают его организаторы, станет ежегодным, можно будет подвести не сразу. Но уже во время форума они сами с удивлением отмечали, что, как оказалось, в России есть очень квалифицированные менеджеры в high tech. (Это те люди, которые «упаковывают» проект и представляют его инвесторам.) Причем, с очень хорошим техническим образованием. В бурные 1990-е годы они работали там, где можно было больше заработать, например, в том же сырьевом секторе. Сейчас же для них наступило самое время применить силы, опыт и знания в тех областях, в каких они лучше всего разбираются. Значит, и у России есть шансы на инновационный путь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции