24 июня стало точно известно, что новым премьер-министром Великобритании станет Гордон Браун, нынешний министр финансов.
56-летний Гордон Браун был избран лидером партии на безальтернативной основе, так как никто из его соперников не смог набрать достаточно голосов депутатов парламента от лейбористской фракции для выдвижения своей кандидатуры.
В среду Тони Блэр покинет свой кабинет на Даунинг Стрит. Оставлять пост премьер министра ему будет, пожалуй, не так обидно, как Черчиллю, который в 1945 году покинул Даунинг Стрит победителем второй мировой войны, но проигравшим на парламентских выборах.
"К концу войны мой дед был абсолютно неплатежеспособным", - вспоминает внук Черчилля, Уинстон Черчилль-младший. Его деду тогда даже пришлось продать свой дом Чартуэлл в Кенте.
"Лорд Камроуз, владелец Daily Telegraph, пришел от этого в бешенство, - говорит внук Черчилля. - Он обратился к 10 состоятельным доброжелателям, и они собрали для Черчилля королевскую сумму - 55000. За эти деньги, что в те дни было большой суммой, они выкупили Чартуэлл, понимая, что мои дед и бабушка должны жить там до конца своих дней".
В отличие от Черчилля Блэр получит от государства содержание - около 300 тысяч фунтов в год. Благодаря другим предусмотрительным экс-премьерам, у Блэра будет машина, водитель-полицейский и круглосуточная охрана. Также Тони Блэр будет получать 64 тысячи фунтов в год - это пенсия премьер-министра.
Но как будет себя чувствовать Тони Блэр после того, как он 10 лет находился на посту премьера? Один из ближайших советников Блэра говорит: "Тони до сих пор не знает, что его сможет заинтересовать. То, по чему он будет скучать больше всего - это информация "из первых рук". Он больше не будет получать докладов, бумаг и кратких отчетов спецслужб. А ведь из них он узнавал о том, что на самом деле происходит в Британии и во всем мире".
Когда об этом услышал Джон Мэйджор, предшественник Блэра, по его лицу скользнула грустная улыбка. Очевидно, он понимал, о чем идет речь: "Тебе задают вопрос, ты собираешься на него ответить, и ты говоришь себе: "Соберись, ты должен дать комментарий, даже не смотря на то, что ты не видел никаких бумаг".
Кроме того, Блэру будет трудно привыкнуть, что у него больше не будет той системы обслуживания, которая была на Даунинг Стрит. "Когда ты перестаешь быть премьер-министром, ты немного теряешься. Надо пережить небольшой переходный период, когда ты отвыкаешь от того, что для тебя все заранее организовано, и привыкаешь к тому, что тебе приходится все делать самому", - говорит лорд Пауэлл, который был правой рукой Маргарет Тэтчер все семь лет ее нахождения у власти.
"У тебя нет новой телефонной книги. На Даунинг Стрит все телефоны были записаны. А за это время могли поменяться телефонные коды. Я помню, как через неделю-две после переезда с Даунинг Стрит мне в воскресенье позвонила Маргарет Тэтчер и сказала, что у нее проблемы с водопроводом. Я посоветовал ей вызвать слесаря. Она долго молчала. "А как я это сделаю?" - "Ну... Попробуй поискать номер в "Желтых страницах". Все закончилось тем, что я сам искал номер слесаря в справочнике и звонил ему".
Другим вопросом для экс-премьеров является то, как теперь заполнить свободное время, которого у них появилось в избытке.
Кен Кларк, бывший министр кабинета Тори, член парламента с 1970 года, перед глазами которого прошло 5 премьеров, говорит: "Подобно уходящему руководителю целой отрасли, Тони будет искать новую большую работу для продолжения своей карьеры. В его случае, мне кажется, он попытается править миром или консультировать других мировых лидеров. Встреча Блэра с Папой Римским в субботу наводит на мысль о том, чем он собирается заниматься в дальнейшем".
Судя по словам одного из ближайших помощников Блэра, "Тони очень увлечен идеей сближения христианской, иудейской и исламской религий". В этой области Блэр будет опираться на поддержку и авторитет Папы. В Вашингтоне вообще рассчитывают на то, что Тони Блэр станет своеобразным миротворцем на Ближнем Востоке со стороны западных стран.
Кену Кларку эта идея кажется смешной: "Не то чтобы Тони спрашивал у меня совета... Но если бы он спросил, я бы сказал ему: "Забудь о примирении религий. Ты очень сильно себя дискредитировал в этом вопросе". Возможно, Кларк намекает на войну в Ираке.
А бывший пресс-секретарь Блэра Алестер Кэмпбэлл выглядит более оптимистичным. "Да Тони может заниматься чем угодно, - говорит он. - Ему 54 года. Это Черчиллю и Глэдстоуну было 80, когда они покидали свой пост. А посмотрите на Клинтона или Гора, посмотрите, чего они добились после того, как покинули свои посты. Тони нужно что-то такого же уровня: участвовать в международных делах, например, в решении вопросов изменения климата или проблем Африки".
"Золотой жилой" для Блэра могут стать его воспоминания. Специалисты оценивают стоимость литературных трудов уходящего премьера в 5 миллионов фунтов. "Ему нужно сразу продавать свои мемуары, - говорит известный британский литературный агент Эд Виктор. - Рональд Рейган издал дневник, как только покинул пост президента, и это было очень умным шагом. Тэтчер выжидала, и в итоге она потеряла много денег".
Еще один проверенный способ, которым Блэр сможет заработать - это чтение лекций в университете, как это делает его жена. Особенно популярными были бы его лекции за океаном. В США он без сомнения сумел бы завоевать аудиторию, ведь там он остается самым известным британским политиком со времени правления Маргарет Тэтчер. Для экс-премьера выступление перед большими аудиториями в университетах может стать приятным опытом. По крайней мере, Блэр будет чувствовать, что он все еще нужен, его все еще слушают.
Эд Виктор говорит: "Я думаю, Блэр будет получать как минимум 150 тысяч долларов за одну лекцию в Америке: все расходы оплачены, перелет первым классом. Если он прочтет за год 10 лекций, скажем, одну в месяц - он уже заработает огромные деньги".
Но могут ли все деньги мира заменить самый сильный наркотик в истории человечества - власть? "Я не знаю, может ли человек быть счастливым, после того как он покинул пост премьер министра. Но я могу сказать, что не верю в то, что у Маргарет Тэтчер не было ни одного счастливого дня после того, как она оставила пост", - рассуждает Чарльз Пауэлл.
Тем не менее, может потребоваться много времени, чтобы привыкнуть к тому, что ты больше не являешься самым влиятельным человеком в твоей стране. Всех членов своеобразного клуба экс-премьеров Британии объединяет одно: у них больше нет самой захватывающей работы, которая у них когда-либо могла бы быть.
Кен Кларк делает такой вывод: "Если каким-нибудь чудом случилось бы так, что они могли бы с завтрашнего дня снова стать премьерами, снова бороться с трудностями, вернуться в состояние постоянного напряжения, снова принять критику со стороны окружающих, взять ответственность за все, что происходит в стране, - я думаю, любой из бывших премьеров моментально бы ухватился за эту возможность и, не раздумывая, вернулся бы к прежним обязанностям".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников