Рейтинг@Mail.ru
Судоходный гигант берет курс на север - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Судоходный гигант берет курс на север

Читать ria.ru в
Вслед за объединенными авиа- и судостроительными корпорациями в России создается новый мощный судоходный холдинг. Владимир Путин 20 июня подписал указ об образовании этой структуры на базе ведущих российских пароходств - «Совкомфлота», прописанного в северной столице, и новороссийского «Новошипа». В результате слияния компания должна войти в пятерку, а может быть, даже и в тройку крупнейших танкерных перевозчиков мира. Вообще-то, идея носилась в воздухе давно. Автором ее считают экс-министра транспорта Сергея Франка.

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

Вслед за объединенными авиа- и судостроительными корпорациями в России создается новый мощный судоходный холдинг. Владимир Путин 20 июня подписал указ об образовании этой структуры на базе ведущих российских пароходств - «Совкомфлота», прописанного в северной столице, и новороссийского «Новошипа». В результате слияния компания должна войти в пятерку, а может быть, даже и в тройку крупнейших танкерных перевозчиков мира.

Вообще-то, идея носилась в воздухе давно. Автором ее считают экс-министра транспорта Сергея Франка. Сам он, правда, от авторства всегда скромно отказывался, но президент Владимир Путин во время недавней встречи с ним так и сказал: «В значительной степени это была инициатива министерства и ваша инициатива». Впервые Франк озвучил ее еще семь лет назад. Затем, когда, оставив министерское кресло, он ненадолго стал помощником премьера Михаила Фрадкова, продолжал лоббировать проект. Но всерьез взялся за его реализацию после того, как в 2004 году был назначен генеральным директором «Совкомфлота».

«Консолидация является одной из главных тенденций мирового судоходного рынка, - говорил он тогда. - И эта тенденция только усилится, когда нынешняя высокая конъюнктура неизбежно сменится спадом». Спад пока не предвидится, но сама мысль продолжает оставаться актуальной и сегодня. Для того чтобы выжить и составить серьезную конкуренцию на этом непростом сегменте транспортного рынка, нет другого пути, кроме объединения усилий крупных игроков. Наверное, самый убедительный пример - созданная за счет слияния двух судоходных компаний датская Maersk Sealand, которая сейчас стала безусловным мировым лидером в сфере контейнерных перевозок.

И «Совкомфлот», и «Новошип» ведут свою историю с начала 90-х годов, когда они акционировались и получили в свое распоряжение самые современные на тот момент суда. Это позволило им сформировать крупнейшие в стране грузовые флотилии, специализирующиеся в основном на транспортировке энергоносителей. Причем если средний возраст российских судов - почти четверть века, то у одного из пароходств он составляет 5,5, у другого - менее 9 лет.  Сегодня у каждого из них по 56 судов, большей частью - танкеры. Причем обе компании фактически государственные: петербургская - на все 100%, новороссийская - на 87,4%.

При слиянии суммарное водоизмещение объединенного флота превысит 8 млн тонн. И уж тягаться с таким гигантом даже мировым лидерам станет не так-то просто. А то, что конкуренция будет усиливаться, сомневаться не приходится. Особенно на трассах транспортировки углеводородного сырья, которое в ближайшие годы начнут добывать на арктическом шельфе России. Именно это направление деятельности новой корпорации считается приоритетным.

К 2020 году северная нефть должна составить 17%, а газа - 21% от общего объема добычи в стране. Для того же, чтобы освоить арктические месторождения, по планам Минпромэнерго, за предстоящие два десятилетия предстоит построить 55 добывающих платформ, 85 специализированных транспортных судов и 140 единиц обслуживающего флота. И было бы крайне неразумно отдавать все это на откуп иностранцам. Как можно понять из последних шагов руководства обеих компаний, они этого и не собираются делать. Так, только на 2007 год «Совкомфлот» заказал 20 новых танкеров и газовозов общим дедвейтом почти в 2 млн тонн. Примерно такой же портфель заказов и у его партнера.

Показательно, что в начале июня, еще до того, как указ о слиянии был подписан, компании представили совместный проект арктических челночных танкеров для морской транспортировки нефти с месторождения «Приразломное», а буквально через неделю на «Адмиралтейских верфях» состоялась торжественная закладка киля первого судна из этой серии.

Так что не исключено, что Россия при разработке шельфовых месторождений Арктики сможет если и не обойтись исключительно собственными силами, то, по крайней мере, минимизировать иностранное участие. Для этого сейчас мобилизуется огромный потенциал: «Газпром» - хозяин штокмановского и других проектов, «Севмаш», создающий помимо атомных субмарин буровые платформы и танкеры, Мурманское морское пароходство,  имеющее уникальный ледокольный флот и свои терминалы в арктических портах, «Транснефть», которая тянет нефтепровод из Восточной Сибири к Тихому океану и прорабатывает идею еще одного - вдоль побережья Баренцева моря. А теперь еще и новая судоходная мегакорпорация.

«Консолидация ресурсов двух компаний, - считает гендиректор «Совкомфлота», - позволит надежнее и качественнее поддержать серьезные проекты на российском континентальном шельфе, в будущих перевозках сжиженного природного газа и в контексте развития трубопроводного транспорта».

В то же время задачи, которые в последние месяцы поставил перед российскими судовладельцами Владимир Путин, обязывают корпорацию озаботиться, как минимум, двумя серьезными проблемами. Первая - оказать поддержку отечественным судостроителям, а именно - разместить большую часть своих заказов на суда нового поколения на наших верфях, переживающих сейчас кризис. До последнего времени им доставались жалкие крохи, что и понятно - производство за рубежом и дешевле, и современнее. А потому, скажем, в том же новороссийском флоте сейчас нет ни одного судна, построенного в России.

Вторая проблема - тоже не из легких. На майском совещании в Мурманске президент потребовал вернуть российский коммерческий флот под родной триколор. Ведь, как известно, из полутора тысяч «контролируемых» Россией судов лишь немногим более 170 ходят под ее флагом и, соответственно, платят налоги в ее казну. В том числе и те, что принадлежат компаниям-молодоженам: у «Совкомфлота» на Родине не прописано ни одного крупного судна, у «Новошипа»  - лишь шесть. А ведь они не частные фирмы, а все-таки государственные пароходства!

Окончательно союз будет оформлен после улаживания всех формальностей, на что дано девять месяцев. Ну, а потом предстоит еще один экзамен: судоходный гигант «пойдет в люди» - его акции будут выставлены на публичные торги.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала