Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
В каком направлении может развиваться обсуждение 5-го срока московского градоначальника Юрия Михайловича Лужкова?
Конечно, не с точки зрения обсуждения проблем развития демократии. Лужков пришел на волне демократических перемен, и в этом смысле он - продукт демократической эпохи. Но, думается, все-таки не ее символ. Скорее человек, принявший на себя миссию твердой рукой исправлять далекие от жизни системные ошибки демократических теорий и практик. Он больше доверяет своему нутру, своему интуитивному пониманию демократии - «власти народа». А народ, в силу своей профессиональной неподготовленности, просто не может понимать, ни как ему грамотно употребить эту власть, ни в чем его реальная польза. То есть, если и называть Юрия Михайловича продуктом, то продуктом модифицированным.
Тогда, может быть, обсуждать 5-й срок Лужкова следует с точки зрения успехов по превращению подведомственного ему города в самый красивый и удобный для жизни город мира? Ведь работа в этом направлении и является главным аргументом смысла дальнейшего пребывания мэра на своем посту.
Конечно, никто не собирается оспаривать грандиозных достижений Юрия Михайловича по части изменения облика столицы. Но все ли они сработали в сторону красоты города и создания в нем благоприятных условий проживания?
Против этого - безумная дороговизна столицы, ставшей одним из самых дорогих городов мира. Против этого - транспортный коллапс, грозящий в ближайшее время парализовать движение. Против этого - взяточничество чиновников, которым приходится платить за разрешение на строительство, за аренду, за прохождение всякого рода инстанций, словом, за любой вздох и чих. Добавим к этому понатыканные по всему городу архитектурные уродцы и уродища, чей список начинается с самого центра - с начала Старого Арбата. Архитектурная гармония и благозвучие - явно не конек Юрия Михайловича.
Довольно странная ситуация в столице и с местами, не предназначенными под строительство или дорожное движение. Московские власти просто органически не выносят пустых пространств. Недавно гулял по лондонскому Гайд-парку, и в очередной раз поражался безынициативности чиновников лондонской мэрии. Вот где простор чиновникам мэрии московской! Сколько палаток и павильонов можно тут понаставить (сколько разрешений выдать!) - с мороженым, с напитками, шашлыками, детскими игрушками, печатной продукцией. Сколько аттракционов, пивных и кафе соорудить!
А так - парк пустой. Одна голая, да к тому же еще и бесплатная природа. Почему не продают входные билеты? Почему не думают в Лондоне о пополнении городского бюджета? Куда смотрит тамошний мэр?
Есть у Юрий Михайловича и проблемы с деятельностью московских правоохранительных органов, призванными стоять на страже порядка и безопасности граждан. Ну не могут москвичи сказать, что надежно защищены от всякого рода жуликов, хулиганов и бандитов. А чего стоит история с игорными заведениями в период обострения отношений с Грузией, когда московская милиция и прокуратура продемонстрировали феноменальную оперативность в обнаружении правонарушений в игорных заведениях, у владельцев которых была грузинская фамилия.
В общем, правоохранители не столько эффективные, сколько ручные.
Есть проблемы и с судебной системой. По-моему, нет прецедентов выигрыша в суде дела против московской власти. Что, кстати, заставляет быть предельно аккуратным в выборе слов и выражений в статьях про столичную власть.
Все это давно уже не предмет возмущения, а общеизвестная специфика московской жизни.
Впору сказать: не Лужква ль за нами?..
Лужква, Лужква, точно не Москва.
У Москвы сегодня весьма специфический облик, который нравится далеко не всем его старожилам. Сам я давно уже не люблю этот город, в котором родился и вырос, который в юности исходил вдоль и поперек. Не люблю за то, что большинство любимых прежде мест загажено игорными заведениями, захвачено бутиками и безвкусно-пафосными зданиями офисов. Не люблю его назойливых нищих и парковщиков, вонь подземных переходов. Не люблю лезущую отовсюду наглость свежеприобретенного богатства, которую мне обязательно хотят продемонстрировать. Не люблю запрудившую все трассы рекламу.
Так с какой же точки зрения имеет смысл обсуждать 5-й срок Юрия Михайловича?
На мой взгляд, главным образом с точки зрения политической целесообразности.
Сегодня на повестке дня стоят задачи грамотного формирования Государственной Думы, выборы первого лица государства. То есть, некоего переформатирования властной элиты. Не в том смысле, что «кто был никем, тот станет всем», а в том, что многие из числа больших начальников в скором времени услышат «извини, подвинься», «вас здесь не стояло» и прочее малоприятное.
Новые будут привыкать менять выражение лица при встрече со старыми, активно - в традиционном ключе - решать квартирно-дачный вопрос, столбя за собой очередные квадратные метры жилья. Подыскивать новых заместителей, помощников и секретарей. Что в итоге обеспечит паралич власти на ближайший год.
Москва - это общепризнанный политический и финансовый центр страны. А значит, проводить эксперименты, тем более, хирургические операции (передел полномочий, собственности, вообще всей системы власти) над сердцем в период максимальной на него нагрузки - это чистой воды авантюра.
Завершив все изменения на федеральном уровне, Путин (или его преемник), скорее всего, примется за Москву. Все-таки в выстроенной сегодня системе власти она стоит излишне независимым особняком. Но дело в том, что новым градоначальником не может стать посторонний нынешней московской власти человек - только «птенец гнезда Лужкова». Приход чужака чреват слишком серьезными последствиями - даже в ситуации политической стабильности.
Нет, Юрий Михайлович поистине незаменим.
И все же, когда-нибудь лично сам он уйдет. Уйдет личность, которую нельзя не уважать в силу ее незаурядности (в нашу эпоху, на личности совсем не богатую). Уйдет сильный человек, который не боялся отстаивать свою позицию, свои взгляды, свое мнение, часто противоречащее общепринятому. Уйдет (судя по налоговой декларации), вместе со своим домом (62 кв. м), баней (18 кв. м), гаражом в Калужской области и автомобилем ГАЗ-69Э с прицепом.
Кстати, интересно, а что в прицепе?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции