О роли Черноморского региона для России и наиболее перспективных сферах сотрудничества в рамках организации Черноморского экономического сотрудничества рассказал в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин.
- В ближайшие дни исполняется пятнадцать лет организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), а 25 июня провозглашен Днем этой организации. Какое значение придается Россией этому объединению?
- Для нас Черноморский регион представляет собой зону исторически сложившихся естественных интересов, как в политическом, так и в хозяйственном плане, ведь на него приходится сейчас 15% нашего торгового оборота. Так что Россия, ставшая одним из инициаторов идеи создания механизма экономической интеграции причерноморских стран, всемерно настроена на содействие процессу, начатому в Стамбуле
25 июня 1992 года в момент подписания Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве. На 25 июня сего года к проведению, вновь в Стамбуле, намечен уже юбилейный Саммит ЧЭС, на который приглашены высшие государственные лица всех двенадцати государств - членов, а также руководители ряда международных организаций.
ЧЭС, по нашему мнению, вносит существенный вклад в укрепление дружественных и добрососедских отношений между странами - участницами, в дело превращения Черноморского региона в зону мира, стабильности и поступательного экономического развития. При этом она сама из сугубо региональной инициативы превратилась в самостоятельную и весьма авторитетную международную организацию.
Дело еще и в том, что «вес» Черноморского региона в мировой политике и глобальной экономике последовательно возрастает. Поэтому не удивительно, что к ЧЭС проявляется внимание со стороны стран Европы, Америки и Азии, а уже сейчас в списке наблюдателей при организации состоят 13 внерегиональных государств, в том числе США, Германия, Италия, Белоруссия, а также три международные организации. Со своей стороны, ЧЭС имеет статус наблюдателя при Генассамблее ООН, сотрудничает с такими специализированными учреждениями ООН, как Европейская экономическая комиссия ООН, ЮНЕП, ЮНИДО, ФАО, а также Мировым банком и ВТО. В 2006 году подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕврАзЭС и ЧЭС, прорабатываются вопросы взаимодействия ЧЭС с Евросоюзом.
- Каковы, по Bашим оценкам, наиболее перспективные сферы сотрудничества в рамках ЧЭС?
- Можно выделить несколько областей, в ряде которых взаимодействие уже налажено или же имеет многообещающий потенциал для будущего развития. Это, например, наука и технологии, здравоохранение, транспорт и энергетика, связь и телекоммуникации, охрана окружающей среды и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, банковское дело, а также туризм. Время, вместе с тем, настоятельно диктует и новые сферы взаимодействия, в частности, в борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью, наркотрафиком, инфекционными заболеваниями.
Самое важное сейчас, на наш взгляд - повышение практической отдачи и эффективности многостороннего сотрудничества, оказание содействия странам региона в достижении устойчивого развития. Объединяя свои усилия с партнерами, Россия стремится придать Организации характер действительно эффективного механизма содействия сотрудничеству в регионе, нацелить ее на реализацию совместных проектов, реально способствующих улучшению жизни людей. Для этого активно используются, в том числе, и возможности российского председательства в ЧЭС, которое в порядке очередности Россия выполняет раз в 5-6 лет.
Позитивно оценивая итоги пятнадцатилетней эволюции ЧЭС, считаем в то же время необходимым отметить, что и резервы для дальнейшего развития сотрудничества у Организации имеются немалые, особенно, в плане осуществления целого ряда конкретных совместных проектов. В целом же у ЧЭС хорошие перспективы. Организация вписывается в современную систему общеевропейского сотрудничества и интеграционные процессы на континенте. При должном внимании к вопросам реальной отдачи от ее деятельности, ЧЭС делает и еще многое может сделать для дальнейшего сближения народов региона, нахождения баланса общих интересов в Причерноморье, для действенного противостояния угрозам и вызовам XXI века.