Александр Волков, политолог, для РИА Новости.
На саммитах «восьмерки» и международных форумах, в правительствах, в парламентах, в прессе - звучит сегодня слово «безопасность». Военная, экономическая, энергетическая, экологическая... Россию очень волнует и проблема безопасности на производстве, транспорте, в строительстве. Особенно после страшных аварий на двух шахтах в Кузбассе.
Стоит вспомнить, что после катастрофы в Чернобыле общественностью, специалистами разных профилей был проведен анализ, который выявил очень серьезные проблемы, возникшие закономерно и потому требующие поиска их решения путем комплексных научных исследований, демократических общественных дискуссий, коллективных действий.
Академик Валерий Легасов, активный участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ещё до неё возглавлял группу так называемой общепромышленной безопасности. Исследовали, в частности, потенциальные угрозы, связанные с различными видами энергетики, рассматривали технологическую систему в целом, выявляя ее наиболее уязвимые места. И пришли к выводу: во всем мире назревают крупные промышленные аварии. Складывается качественно новая ситуация: резко выросли производственные мощности, сосредоточенные на одной площадке, часто отданные в руки одному оператору.
Человек, вооружившись мощными техническими средствами, только начал задумываться о том, как обезопасить себя от них, замечал академик Легасов: «Сейчас нужно бороться не против того, что уже взорвалось или неожиданно взорвется завтра... Бороться необходимо за создание защитных технологий, адекватных той мощности, которая дана в руки человека. Это проблема общая для всего мира».
Мы можем добавить сегодня, что переход к инновационной экономике, крупные прорывы в науке, вторжение человека в глубины материи, в сложнейшие природные, в том числе и биологические процессы таят в себе грозную неизвестность последствий. Сплошь и рядом учёные, скажем, физики, экспериментирующие с новыми поколениями ускорителей, оказываются перед некой дверью, за которой не только их, но всё человечество может ожидать полная аннигиляция, минимум - чёрная дыра, максимум - новая Вселенная. Они не знают, что произойдет, если дверь открыть, но так трудно устоять перед этим соблазном!
Обществоведы в свою очередь считают, что проблема безопасности не только технологическая, но и социальная. И защита от катастроф тоже должна быть не только технологическая, но и социальная, причем адекватная тем мощностям и энергиям, которыми овладел человек.
Академик Татьяна Заславская, говоря о человеческом факторе производства, подчеркивала: с ростом технической вооруженности труда все дороже обходятся обществу недостаточная квалификация, легкомыслие, безответственность отдельного работника, а, следовательно, и пороки в системе экономических и социальных отношений, их порождающие. Это трагическое событие, писала она о чернобыльской аварии, «служит наиболее очевидным свидетельством значения человеческого фактора не только в позитивном, но и, к сожалению, в негативном плане». В наши дни мы уже привыкли к тому, что расследование любой аварии, скажем, падения самолёта или того же взрыва в шахте, начинается именно с версии «человеческого фактора», то есть ошибок, а то и безграмотности и разгильдяйства людей.
Что же касается условий, порождающих эти проблемы, то в России они в последние десятилетия сильно изменились. Обозначилась новая для нас острая проблема, давно, впрочем, озаботившая мир развитых стран, но не решенная ими в полной мере. Совсем недавно руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский сделал публичное заявление, что о возможности страшных аварий на шахтах Кузбасса были прекрасно осведомлены и хозяева, и менеджеры, и специальные контролёры. Именно поэтому их не оказалось на месте аварии, сами они в шахту не полезли. Прозвучало даже обвинение в том, что датчики аэрогазового контроля выводились из строя намеренно - дабы не прекращать добычу угля и при сигналах опасности.
Последнее сейчас оспаривается ответственными лицами из администрации Кемеровской области. Однако никто не сомневается, что во множестве случаев проблемами безопасности пренебрегают, ставя во главу угла прибыль. Нередко узкой группой лиц в своекорыстных интересах принимаются решения, создающие угрозу жизни и здоровью тысяч и даже миллионов людей.
Чернобыль, трагический юбилей которого мы отметили в этом году, высветил своим недобрым пламенем ещё одну совершенно новую сторону человеческого фактора производства - его глобальный аспект. Мы убедились: радиация не знает границ. Но только ли радиация? Не признают национального суверенитета и промышленные выбросы, влияющие на глобальное потепление, и тучи, несущие кислотные дожди, и другие экологические бедствия. Поэтому сегодня каждый, кому доверено распоряжение энергиями порой фантастической мощи, производственными средствами, беспечное обращение с которыми может вызвать аварию, экологическую катастрофу, обязан сознавать свою ответственность в новом ее измерении - ответственность перед человечеством. И само человечество уже не может мыслить о проблемах безопасности иначе как в глобальном масштабе, не имеет права действовать разобщено, заботясь лишь о национальных площадках.
Так что вывод вроде бы очевиден: лишь реальный общественный контроль может противостоять нарастанию угроз, только совместные международные усилия способны дать заметный результат в совершенствовании систем безопасности.
Тем не менее, мы, к сожалению, наблюдаем ослабление человеческой солидарности при очевидном нарастании притязаний различных групп интересов. Подобная разобщенность и конфликтность таит в себе угрозу рукотворного апокалипсиса. Единственная надежда, что осознание этого позволит в конечном итоге организовать совместный поиск механизмов защиты от грядущих катастроф.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции