Алла Язькова, руководитель Центра Средиземноморье - Черноморье Института Европы РАН, для РИА Новости.
25 июня в Стамбуле открывается встреча глав государств и правительств 12-ти стран, входящих в Организацию Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Саммит приурочен к 15 годовщине создания этой международной структуры, представляющей сегодня регион с территорией, превышающей суммарную площадь Евросоюза. Накануне юбилея Москва считает, что у ОЧЭС хорошие перспективы, и выражает намерение содействовать развитию региональных проектов в рамках этой организации.
Членами ОЧЭС являются Албания, Азербайджан, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Россия, Сербия, Турция, Украина. Статус наблюдателя имеют США, Китай, Япония, Франция, Италия, Германия и ряд других государств. За истекшие 15 лет были созданы институциональные основы ОЧЭС, учрежден Черноморский банк торговли и развития, состоялся ряд встреч руководителей черноморских государств, проходят регулярные консультации должностных лиц. Тем не менее, актуальным остается вопрос о более активном взаимодействии в практических вопросах, в том числе в реализации совместных проектов в сфере энергетики, транспорта и экологии. Признается необходимым и более тесное взаимодействие с международными и европейскими организациями, прежде всего, с Евросоюзом.
Причерноморье стало в последние годы зоной пересечения различных геоэкономических и геополитических интересов. Когда президент Турции Тургут Озал в 1990 году впервые выдвинул идею более тесного сотрудничества прибрежных черноморских государств, она была обращена к Советскому Союзу, а также Румынии и Болгарии, бывшими тогда членами Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора. Обе организации находились под контролем Москвы. Сейчас ситуация в Причерноморском регионе кардинально иная. Часть государств-членов ОЧЭС входит в СНГ, другие - в Евросоюз и/или НАТО, или же претендуют на вступление в последние две структуры. Да и в целом Причерноморский регион расширился, пополнившись примыкающими к нему государствами Балкан и Южного Кавказа, и сегодня получил статус Большого Причерноморья.
События последних полутора десятилетий, среди которых - распад СССР и Югославии, привели к смещению многих мировых геополитических реалий, и регион Большого Причерноморья в силу ряда причин стал одним из центров европейской и мировой политики. США воспринимают его как «стратегический коридор», открывающий доступ к охваченным тяжелым кризисом районам Ближнего и Среднего Востока и одновременно - к богатейшим энергоресурсам Каспия. Евросоюз, расширив в Причерноморье свои позиции после присоединения к нему Румынии и Болгарии, распространил политику «нового европейского соседства» на страны Южного Кавказа и Балкан. В укреплении своих позиций в Причерноморье заинтересована и Москва.
Для России, впрочем, как и для Турции, важно восстановить свои, ныне в значительной мере утраченные, позиции в развитии всех направлений регионального сотрудничества. В том числе их не может не настораживать создание американских военных баз на Черноморском побережье, вблизи Констанцы и Бургаса, на основе соглашений, подписанных США с Болгарией и Румынией.
На протяжении многих десятилетий гарантом стабильности в регионе выступает заключенный еще в 1936 году Договор о статусе Черноморских проливов, хранителем которого является Турция. Анкара озабочена тем, что действия США могут привести к возобновлению дискуссий о пересмотре статьи договора, ограничивающей сроки пребывания в акватории Черного моря иностранных военных судов. Нарушение общего баланса сил неприемлемо как для России, так и для Турции, проявляющей все большую самостоятельность в вопросах внешней политики.
Одним из важнейших факторов политики ведущих мировых держав в Причерноморье после открытия доступа к каспийским месторождениям нефти и газа стала борьба за их добычу и транспортировку. Наряду с магистральным нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, появился целый ряд проектов альтернативных нефтепроводов, большинство из которых строится с учетом необходимости разгрузить черноморские проливы от прохода большегрузных танкеров. Одним из них стало подписанное весной 2007 года российско-болгарско-греческое соглашение о строительстве нефтепровода от болгарского порта Бургас к греческому Александруполису, через который российская и казахстанская нефть потечет непосредственно к средиземноморским терминалам.
Разумеется, сотрудничество в экономической сфере развивается и непосредственно в рамках ОЧЭС. Россия является одной из самых заинтересованных сторон в реализации совместных региональных проектов в транспортной и энергетической инфраструктуре вокруг Черного моря, которые были одобрены во время ее председательства в ОЧЭС в мае-октябре 2006 года. Одним из таких проектов является строительство кольцевой автодороги, которая должна пройти по странам бассейна Черного моря. Планируемая протяженность трассы - 7 тыс. 250 км. Скорее всего, основную часть автомагистрали придется строить заново, лишь на отдельных участках используя уже существующие и подлежащие реконструкции трассы. Автодорога станет транспортным коридором между севером, западом, востоком и юго-востоком Европы. Меморандум о ее строительстве был подписан в апреле 2007 года на белградской встрече министров иностранных дел стран-членов ОЧЭС.
Строительство автотрассы - далеко не единственный проект, разрабатываемый в рамках ОЧЭС. В их числе - содействие реализации международных транспортных коридоров; продвижение предложений о взаимодействии энергосетей стран-участниц с перспективой создания черноморского электроэнергетического кольца и регионального энергетического рынка; наконец, восстановление ныне отсутствующего регулярного пассажирского сообщения между портами Черного моря и развитие региональных связей в области туризма.
Оценивая множество факторов, действующих в треугольнике Причерноморье-Европа-Россия, нельзя не прийти к заключению, что решение сложных проблем Черноморского региона едва ли возможно без участия всех этих трех сторон. Об этом, скорее всего, и пойдет речь в Стамбуле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции