Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.
Два года назад референдумы во Франции и Голландии, казалось, похоронили проект европейской конституции. Но нет, его решили воскресить. В четверг в Брюсселе соберется двухдневный саммит, на котором Германия, нынешний председатель ЕС, попытается обсудить пути выход из тупика, чтобы подготовить к 2009 году компромиссный вариант документа.
Есть серьезные основания предсказать этому брюссельскому форуму неудачу.
И дело здесь даже не в том, насколько универсальным может оказаться новый проект договора о европейском единстве. За яростными спорами вокруг этого документа стоит глубокий раскол между государствами Старой Европы и странами - новобранцами ЕС. Первые верят в преимущества самостоятельной роли Евросоюза в мировой политике. Вторые стремятся к доминирующему положению в структурах ЕС ради обслуживания, как собственных эгоистических интересов, так и интересов США.
На сегодняшний день проект конституции заморожен. Его полностью ратифицировали лишь 16 из 27 членов ЕС. Мало сомнений, что новые референдумы в таких странах, как, например, Великобритания, завершились бы провалом и ввергли Евросоюз в еще более глубокий кризис, чем тот, в котором он оказался в 2005 году.
Отсюда идея, наиболее ревностными энтузиастами которой выступают страны - неофиты во главе с Польшей, заменить полноценный Основной закон Европы урезанной, выхолощенной версией. Документ вообще не будет называться конституцией, из него будут изъяты любые упоминания о едином европейском флаге, гимне или девизе.
Кое-что, конечно, из старого проекта останется: пост президента ЕС, заменяющий 6-месячную ротацию стран-председателей, пост некоего «министра иностранных дел». Существенно сокращается состав европейской Комиссии, где не всем странам достанется по должности комиссара.
Но в целом такой, как его уже называют, мини-пакт о единстве вряд ли прибавит структурам Евросоюза международного влияния. Единая Европа не приобретет в результате «юридического лица», которое бы позволило ей вступать в международные организации, не увеличит свой вес на мировой арене.
Именно в таком развитии событий остро заинтересованы новые члены ЕС из бывших сателлитов СССР. Польша и ее приверженцы меньше всего хотели бы видеть европейскую конституцию такой, как о ней некогда грезил Жак Ширак.
По мнению экс-президента Франции, Основной закон необходим объединенной Европе, чтобы прежде всего усилить Евросоюз и таким образом защитить интересы континента от мощи США. Смысл нового документа, считали и считают лучшие политические умы Старой Европы, причастные к рождению конституционной идеи, - это уравновесить глобальный баланс сил, слишком перекосившийся в пользу «гипердержавы».
Польская группировка, напротив, усиленно предлагает себя заокеанскому партнеру в качестве его игровой площадки по эту сторону Атлантики. Отцам-основателям ЕС остается только широко раскрывать глаза от изумления, когда без каких-либо консультаций с Брюсселем Румыния и Болгария обзаводятся военными мини-базами США, а Польша и Чехия размещают у себя компоненты американской ПРО, которые больше угрожают безопасности континента, чем ее укрепляют.
Не менее показательно, что из нового варианта конституции предлагается исключить Хартию фундаментальных прав, подписанную членами ЕС в 2000 году.
В основном это тоже инициатива стран-неофитов. Нынешний саммит в Брюсселе крайне неудачно совпал с новыми разоблачениями вокруг секретных тюрем ЦРУ, обнаруженных независимыми следственными комиссиями в той же Польше и Румынии. Естественно, канонизировать в такой обстановке тексты, полные пафоса защиты прав человека, странам-нарушителям этих прав кажется несвоевременным.
Несколькими неделями ранее Польша сорвала разработку нового долгосрочного соглашения о сотрудничестве и партнерстве Евросоюза с Россией из-за проблем с экспортом мяса. (Его, как выяснилось вскоре, не хочет есть не только Россия, но и Германия.) Сегодня главная угроза для документа о европейском единстве, о котором пойдет речь на саммите в Брюсселе, - это опять Польша с ее амбициозными претензиями на несоразмерную долю голосов в Совете, Комиссии и других институтах ЕС.
Предлагаемая пропорциональная система туго связывает эту долю с численностью населения страны. Польшу это категорически не устраивает. Варшава хотела бы наращивать свое влияние, чтобы продолжать использовать ЕС как своего рода заложника собственных интересов, все менее отличимых от интересов США.
Было бы полезнее, если бы саммит в Брюсселе сконцентрировался не на обсуждении содержания текста, которым предлагают заменить Конституцию единой Европы, а попытался разобраться, наконец, как видят ближайшее будущее Евросоюза его члены-новобранцы. Как независимое, самодостаточное, открытое для сотрудничества с соседями геополитическое образование или как пространство, где удобно прятать чужие тюрьмы, базы, радары и ракеты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции