Интервью Генерального Секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера РИА Новости.
- В этом году Совету Россия-НАТО исполнится пять лет, а с момента подписания Основополагающего Акта между Россией и НАТО минуло десятилетие. Как бы Вы охарактеризовали значение этого партнерства с точки зрения международной безопасности?
- Партнерство между НАТО и Россией является очень важным фактором в международной безопасности. В действительности, миссии и операции НАТО, например, деятельность международных сил содействия безопасности ИСАФ в Афганистане, способствуют укреплению национальной безопасности России. В то же время Россия является наиболее значимым субъектом в области безопасности за пределами Альянса, способным внести значительный вклад в виде политических и военных средств. Холодная война завершилась более 17 лет назад, и значительное количество стоящих перед нами общих вызовов продолжает возрастать. К таким вызовам относятся терроризм, распространение оружия массового поражения и технологий создания баллистических ракет, а также несметное количество проблем, возникающих в связи с существованием недееспособных государств и нестабильных регионов.
Объединение наших ресурсов, безусловно, поможет нам ответить на данные вызовы, и во многих случаях мы пошли именно этим путем. Мы согласовали и приступили к реализации комплексного Плана действий по терроризму, в рамках которого Россия стала первым государством, не являющимся членом НАТО, предоставившим силы для участия в операции по обеспечению коллективной обороны в рамках 5 Статьи - контртеррористической операции ВМС в Средиземном море под названием «Активные усилия». Мы разработали совместную новаторскую программу подготовки, направленную на наращивание потенциала для борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Афганистане и Центральной Азии. Мы также наращиваем усилия, направленные на повышение оперативной совместимости и технического сотрудничества в долгосрочной перспективе в таких областях, как ПРО ТВД и управление использованием воздушного пространства, с целью обеспечения еще более тесного сотрудничества в будущем.
- Каковы основные вызовы и угрозы безопасности в современном мире?
- К сожалению, перед всеми нами стоит широкий спектр новых сложных рисков и угроз для нашей безопасности. Международный терроризм, распространение оружия массового поражения, недееспособные государства и страны на грани распада, упоминаются, пожалуй, чаще всего. В то же время ни одна из наших стран не может оставаться равнодушной к проблеме организованной преступности, терроризма в кибернетическом пространстве или нелегальной торговли людьми, наркотиками или оружием. Безусловно, на все эти различные вызовы требуются различные ответные меры, тем не менее, у них есть одна общая черта - они требуют по возможности наиболее широкого сотрудничества между государствами и организациями. НАТО будет готова сыграть свою роль в рамках таких объединенных усилий.
- Россия выступила с критикой в отношении предлагаемого вступления в НАТО Грузии и Украины. Не считаете ли Вы, что диалог между Москвой и Брюсселем будет продолжать усложняться в течение следующих полутора-двух лет, что может затруднить, если вообще не заморозить отношения между НАТО и Россией.
- Я не вижу вообще никаких противоречий между политикой «открытых дверей» альянса и его стратегической задачей по углублению сотрудничества с Россией. На самом деле вполне логично, что изменения в общих условиях Евроатлантической безопасности, которые заставили Россию стремиться к более тесному сотрудничеству с НАТО, также побудили и другие страны, в том числе нескольких соседей России, углубить свои отношения с альянсом.
Процесс расширения НАТО не носит автоматический характер, а альянс не занимается активной вербовкой новых членов - скорее наоборот, мы используем интерес наших соседей к вступлению в НАТО для укрепления усилий по проведению демократических реформ и реформ сектора безопасности, а также требуем от стран кандидатов соблюдения самых строгих стандартов. Данный подход совместно с процессом расширения Европейского Союза способствовал процессу глубоких преобразований в Центральной и Восточной Европе, что, несомненно, укрепило безопасность и стабильность западных соседей России. После успешного достижения стандартов НАТО грузинское государство станет лучшим соседом для России. То же относится и к Украине, продолжавшей на протяжении последнего десятилетия тесно сотрудничать с альянсом по вопросам укрепления внутренних реформ, которые принесут пользу стране независимо от того, будет ли Киев в конечном итоге стремиться довести процесс вступления в НАТО до конца.
- Может ли альянс закрыть глаза на конфликты вокруг Абхазии и Южной Осетии и признать ее в нынешнем состоянии
- Государства-члены альянса относятся к конфликтам в Абхазии и Южной Осетии со всей серьезностью, а также принимают участие в работе нескольких форумов, в том числе ООН и ОБСЕ, с целью предпринять попытку к их разрешению. Однако, если под «нынешним статусом Грузии» Вы подразумеваете суверенитет и территориальную целостность страны в пределах ее международно-признанных границ, то да, члены альянса поддерживают этот статус. Россия также его поддерживает, что неоднократно звучало в заявлениях, сделанных в ходе нескольких дискуссий в рамках Совета Россия-НАТО о ситуации в Грузии.
- Планируется ли вывод войск стран НАТО из Афганистана, если да - когда это может произойти?
- Ни пригласившее НАТО правительство Афганистана, ни сами члены альянса не ожидают, что присутствие будет сохраняться на неограниченный срок. Однако мне не хотелось бы строить домыслы о том, насколько долго потребуется наше присутствие. Войска НАТО будут выведены после того, как их задача по созданию безопасных и стабильных условий, необходимых для успешного восстановления и развития страны, будет выполнена. Не раньше. И не позже.
- Когда ожидается принятие в НАТО Албании, Македонии, Хорватии, Босния и Герцеговины, Черногория, Грузии, Украины? Как далеко возможно расширение НАТО и может ли оно выйти за рамки Европы и США?
- После успешного принятия 10 новых стран-членов в течение последнего десятилетия, еще несколько государств выразили заинтересованность во вступлении в альянс, и двери НАТО остаются открытыми для новых членов. Однако эти двери не открываются автоматически. Мы продолжаем работать с первой тройкой стран, упомянутых Вами, в рамках нашего Плана действий по подготовке к членству в НАТО, и оказывать им содействие в проведении реформ, необходимых для удовлетворения критериям членства. Босния и Герцеговина, Черногория и Сербия были приняты в программу сотрудничества НАТО «Партнерство ради мира» только в ноябре прошлого года, таким образом, перспективы членства в НАТО для одной из них или всех этих стран выглядят достаточно отдаленными. Что касается Грузии и Украины, мы рассматриваем проявленную ими заинтересованность и в рамках процесса Интенсивного диалога пытаемся определить, что потребуется для того, чтобы ее реализовать. Данный процесс призван обеспечить более четкое понимание заинтересованными странами конкретных обязательств, связанных с членством в НАТО, а также придать большую прозрачность внутренним реформам, проходящим в данных странах, с точки зрения членов альянса. Что касается Вашего вопроса о том, как далеко альянс сможет продолжать расширяться, - в учредительном договоре НАТО четко прописано, что любое европейское государство, способное укреплять принципы, зафиксированные в договоре, и вносить свой вклад в обеспечение безопасности в североатлантическом регионе, может получить приглашение на вступление в организацию. Таким образом, НАТО останется альянсом между Северной Америкой и Европой.
- В отличие от США, большинство европейских правительств отказывается увеличивать военные бюджеты. Лишь немногие страны позволяют себе тратить на военные расходы более 2% ВВП. В связи с тем, что избиратели не видят в этом необходимости и все меньше верят в то, что Европа должна иметь существенные возможности для ведения современной войны, не несет ли это угрозу единству альянса?
- На сегодняшний день более 50 тыс. военнослужащих участвуют в широком спектре сложных миссий и операций под командованием НАТО, - трудно представить лучший пример решимости альянса. Также интересно отметить, что работа всех этих миссий осуществляется при активной поддержке со стороны Российской Федерации, которая либо непосредственно предоставляет вооруженные силы и тыловое обеспечение, либо голосует за соответствующие решения в Совете Безопасности ООН. В то же время, вне всяких сомнений, сегодня, по сравнению с периодом «Холодной войны», гораздо сложнее объяснить сложный характер и масштаб возникающих перед нами угроз для безопасности, а также обеспечивать и сохранять политическую и общественную поддержку наших усилий по противодействию таким угрозам. Как и раньше, безопасность не может обходиться дешево, более того, во многом ее обеспечение стоит дороже, чем когда-либо в прошлом. Во всех странах затраты на оборону будут продолжать конкурировать с другими затратами, которые могут показаться более привлекательными или необходимыми, например, на здравоохранение или образование. Однако в отсутствие безопасности все прочие достижения в конечном итоге утратят свое значение. Мой опыт подсказывает, что люди это поймут, если им будут представлены убедительные и последовательные аргументы.
- Имеют ли под собой основания мнения, что США создают кольцо ПРО вокруг России?
- В первую очередь позвольте мне отметить, что система, планируемая США не будет строиться вокруг России и не направлена против нее. Безусловно, планы США имеют значительные последствия для безопасности всего Евроатлантического региона и подлежат обсуждению как внутри НАТО, так и на Совете Россия-НАТО. Именно этим мы и занимаемся - мы уже провели несколько раундов консультаций в рамках СРН, причем в некоторых из них приняли участие высокопоставленные представители из 27 столиц. Однако данная дискуссия должна основываться на фактах, а факты указывают на то, что система, развертывание которой планируется Соединенными Штатами, не несет в себе никакой угрозы для средств ядерного сдерживания России.
Еще один факт, на который нам следует обратить внимание, заключается в существовании растущей угрозы распространения баллистических ракет. В рамках СРН мы ведем обширный диалог по вопросам нераспространения, а также добились конкретных результатов по линии сотрудничества в области ПРО ТВД, которое мы решили расширить в этом году. Я уверен, что выход из сложившихся противоречий может быть найден за счет сотрудничества, но не противостояния.