Николай Хорунжий, независимый военный эксперт, для РИА Новости.
В конце июня в Москве решено провести заседание Совета Россия-НАТО в связи с двумя юбилеями. 27 мая исполнилось 10 лет с момента подписания 16 членами альянса и Россией «Основополагающего акта», который был призван решить проблемы, связанные с первым расширением блока на восток. 5-летний юбилей отметит также Совет Россия-НАТО (СРН), учрежденный 28 мая 2002 г. на военной базе Праттика де Маре под Римом 19 членами альянса и Россией для снятия противоречий во время второй волны его расширения. Предполагается проведение в Москве и Петербурге конференции представителей и экспертов 26 стран-членов НАТО и России.
Юбилейное заседание почти наверняка будет одним из наиболее непростых. Несмотря на две волны расширения НАТО, Россия изначально предпочла сотрудничество с блоком, а не конфронтацию. В последнее время отношения были осложнены рядом обстоятельств. Во-первых, это настойчивое стремление США включить в НАТО Грузию и Украину. Вторая проблема - планы развертывания элементов системы ПРО в Польше и Чехии, что Россия воспринимает как потенциально весьма серьезную угрозу своей безопасности, в том числе и в стратегической области. Еще один проблемный вопрос - это выполнение Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). Россия фактически в одностороннем порядке придерживается условий договора, а Запад при этом сохраняет свободу рук. По существующим оценкам, лидеры НАТО не ожидали от Москвы объявленного Путиным решения заморозить выполнение ДОВСЕ, хотя их об этом давно предупреждали.
Москва хочет изменить ту модель отношений, которая сложилась в 90-е годы, когда сотрудничество с ней было основано на ее же односторонних уступках. В этом смысле и стоит воспринимать объявленный президентом Путиным мораторий на выполнение ДОВСЕ. Это не ультиматум, это предложение вести диалог. Именно поэтому 28 мая Россия обратилась к депозитарию ДОВСЕ - Правительству Королевства Нидерландов - с просьбой о созыве 12-15 июня 2007 г. в Вене чрезвычайной конференции государств - участников Договора. К исключительным обстоятельствам, послужившим основанием для созыва конференции, Москва относит, в частности, серьезные проблемы, возникшие с выполнением Договора странами НАТО в результате расширения альянса, а также затягивание ими начала ратификации подписанного в 1999 году Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Конференция должна открыться не позднее чем через 15 дней после получения такой просьбы.
О том, что Москва готова к обсуждению трудных вопросов и сотрудничеству, свидетельствуют результаты обсуждения в конце мая в Федеральном собрании России закона "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира" (ПРМ), о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему".
78 процентов депутатов Госдумы проголосовали за принятие этого закона. В этом и следующем году пройдет около 80 совместных учений и маневров России и НАТО, во время которых российские солдаты будут находиться на натовской территории, причем дольше, чем натовские солдаты на российской. В то же время Москва болезненно воспринимает участие Украины в таких акциях, что нельзя считать справедливым подходом. Однако в предвыборные годы Кремлю нельзя не считаться с общественным мнением, которое относится к НАТО в основном отрицательно. Можно спорить о том, кто формирует общественное мнение, но факт остается фактом - альянс не выполняет все положения Основополагающего акта.
В нем в частности говорится: «члены НАТО будут совместно с другими государствами-участниками стремиться к укреплению стабильности путем дальнейшего развития мер по предотвращению любого потенциально угрожающего наращивания обычных сил в согласованных районах Европы, включая Центральную и Восточную Европу». В то же время согласно договору, подписанному США и Румынией в 2005 году, Бухарест предоставил Соединенным Штатам 3 базы и полигон. Кстати, у США уже есть военные базы в этом регионе - в Турции, Афганистане, Израиле, Кувейте, Ираке, Киргизии.
Не исключено, что американские военные базы в Румынии сыграют свою роль в выдавливании Черноморского флота из Севастополя. Всего в Болгарии и Румынии будет размещено около 5 тыс. военнослужащих США. Таким образом, создание американской военной инфраструктуры в Румынии идет вразрез с положениями Основополагающего акта Россия - НАТО, запрещающего постоянное размещение вооруженных сил старых участников НАТО на территориях новых членов альянса, среди которых значится и Румыния.
При всех трудностях сотрудничества бывших соперников «Впечатления, будто Совет Россия-НАТО призван заниматься только Россией - ошибочно. Ошибочно впечатление, что он (Совет) начинает замирать», - заявил в феврале в Берлине министр иностранных дел России Сергей Лавров. В это же время Сергей Иванов, в то время вице-премьер и министр обороны заявил, что «Россия и НАТО намерены разрабатывать долгосрочную перспективу взаимодействия на 10 лет». Руководство НАТО тоже считает, что борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения и урегулирование региональных конфликтов являются фундаментом сотрудничества России и альянса. Особо обе стороны отмечают успешное проведение целого ряда совместных антитеррористических учений.
Отдельной строкой в Римскую декларацию было вписано сотрудничество НАТО и России в области ПРО ТВД. Через год, в 2003 тогдашний генсек НАТО Робертсон назвал эту программу "флагманским проектом". Тогда участники заседания Совета Россия-НАТО согласовали первый этап программы взаимодействия по созданию системы нестратегической ПРО. С тех пор продвижения в этой области обе стороны не отмечали, пока США не обнародовали в 2007 г. план создания третьего позиционного района своей национальной ПРО в Польше и Чехии. После решительных возражений России американцы стали делать ей такие предложения по участию в своей ПРО, от которых она просто обязана была отказаться. Например, использовать российские ракеты в виде мишеней для своих противоракет или разместить элементы системы ПРО США на российской территории.
7 июня на саммите восьмерки в Германии Путин ответил контрпредложением снабжать американцев информацией о запусках ракет за южными рубежами России, поступающей с российской РЛС в Азербайджане. Буш назвал предложение интересным и сообщил, что стороны договорились провести стратегический диалог. Скорее всего, американцы откажутся, т.к. им нужна информация в первую очередь именно о российских запусках, а будет ли Россия предоставлять им информацию о китайских запусках - это вопрос.
Однако все это касается американской ПРО и формально не имеет отношения к ПРО НАТО. Альянс развивает менее масштабную ПРО против ракет малой дальности. Она должна начать функционировать к 2010 г. Предполагается, что она будет прикрывать южный фланг альянса - Грецию, Турцию, Болгарию и Румынию. Генсек НАТО Яап де Хооп СХЕФФЕР говорит про этот проект под сложным названием ALTBMD: «мы посмотрим (и это уже делается), в каких его частях сможем работать вместе с русскими». Пресс-секретарь НАТО Джеймс Аппатурай, правда, заявил 19 апреля этого года в Брюсселе, что « существует сильное ощущение, что обе системы будут взаимодополняющими». Кстати, там же российский вице-премьер Сергей Иванов отклонил возможность сотрудничества американцев и русских в создании ПРО, исключив даже возможность обмена данными систем раннего предупреждения о запусках.
Представляется, что избранный Президентом Путиным путь сотрудничества в этой области - обмен информацией - является наиболее взвешенным и не вызывающим опасения ни с одной из сторон. В то же время призывы некоторых российских политиков участвовать в разработке ПРО с НАТО в целях защиты Европы могут вызвать такую же обеспокоенность соседа России - Китая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции