На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге Международном экономическом форуме были заключены контракты о строительстве в России заводов ведущих мировых автомобильных компаний - Suzuki, Peugeot Citroen и Volvo. Сборка японских внедорожников Suzuki Vitara планируется в окрестностях Санкт-Петербурга. Французский производитель PSA Peugeot Citroen (модели Citroen C4 и Peugeot 308) рассматривает варианты размещения производства в Саратовской, Нижегородской областях, или в Татарстане, а грузовики шведской компании Volvo будут собираться в Калуге. Станут ли зарубежные автомобили более доступными после появления большего числа заводов по их производству в РФ? Не снизится ли качество тех импортных машин, которые будут собираться в России? Своим мнением с РИА Новости поделились эксперты.
Уже имеющийся опыт показывает, что, в принципе, эти машины могут быть дешевле аналогов, поступающих из-за рубежа, и, в целом, по качеству не отличаться. По крайней мере, огромный спрос на Ford Focus показывает, что у нас в России могут производиться хорошие, качественные, доступные по цене машины, тем более что иностранные компании, если они приходят к нам, в первую очередь начинают очень жестко отслеживать соблюдение технологии, интенсивно заниматься обучением персонала. Поэтому я полагаю, что здесь вряд ли произойдут какие-нибудь неприятные катаклизмы. То есть размещение производств на территории нашей страны с использованием современных зарубежных технологий - это путь, по которому может и должна развиваться наша автомобильная промышленность. Что касается цены, то, по сравнению с аналогами, которые поступают непосредственно из-за рубежа, цена может быть меньше; это естественно: происходит удешевление рабочей силы, отсутствуют таможенные сборы - на цене это, безусловно, сказывается.
Если судить по опыту зарубежных компаний (Ford, Renault), то я бы сказал, что на цене это сказывается в меньшей степени, чем ожидают потребители, когда называют разницу в 7, 10, 17, 20 процентов, но реально это далеко не всегда так. Мы знаем, что цену в первую очередь диктует спрос, а пока здесь рынок настолько "подогрет", пока за автомобилями выстраиваются очереди, то едва ли мы здесь получим существенное снижение цены. Какое-то минимальное снижение, наверное, будет, но не такое, чтобы можно было говорить о "дешевых" Suzuki и Volvo. Что касается качества, тут вопрос является еще более сложным, чем ценовой. Насколько я помню, какой-то из наших заводов, боюсь ошибиться, но, по-моему, это был Ford, был назван одним из лучших заводов марки по всему миру, что-то подобное касалось и сборки BMW в Калининграде. Тут нужно учитывать то, что заводы у нас - не полного цикла, это, как правило, сборочные предприятия, и мы машину получаем в виде комплекта деталей. Я бы не сказал, что качество собранных здесь автомобилей отличается в какую-либо сторону от качества, которое мы привыкли ожидать от иномарки в настоящем смысле этого слова, от той машины, которая собирается в Европе. Добавлю, что главный плюс размещения производств иномарок в России - это снижение очередей, это развитие всей автомобильной отрасли в целом и, разумеется, создание новых рабочих мест.
Я думаю, что о качестве пока говорить рано, но в любом случае на первых этапах оно, конечно, будет ниже в силу низкой технологической и трудовой российской дисциплины. Во-вторых, это зависит от того, какими будут комплектующие. Вообще, комплектующие будут пока большей частью западные, а так называемая промсборка или "отверточная" сборка, конечно, отличается от "родной" не в лучшую сторону. Это может длиться неопределенное время, все зависит от менеджмента, от жесткости требований к трудовому коллективу, к уровню технической подготовленности наших работников. Но, несомненно, качество машины, собранной здесь из импортных комплектующих, и машины, собранной там, будет отличаться. Я знаю, что зачастую переходят потом на большие объемы работы на российской территории, например на окраску кузова, но здесь мы тоже сильно отстаем от аналогичных западных производств. Поэтому здесь будет некий провал в качестве. По поводу цены - все зависит от того, насколько топ-менеджмент разумно оценит стоимость своей работы. Опять же все зависит от договоренностей с западными фирмами. Если часть произведенных машин будет идти на экспорт наравне с машинами, собранными "на родине", - это один разговор, тогда и требования будут высокими. Если же на первых этапах договоренность с западными фирмами будет такой, что машины будут оставаться только для внутреннего потребления, то это не будет стимулом для достижения высокого качества, поэтому и цена должна быть ниже, чем у западных аналогов. Она должна учитывать то, что западные аналоги при перемещении через границу Российской Федерации обрастают таможенными пошлинами, а при производстве в России их не будет. Поэтому все зависит от благоразумия топ-менеджмента компании, так как рынок российский достаточно сложный - есть машины новые, есть машины "second hand". Многие автомобилисты России предпочитают американский и японский "second hand", который по стоимости приближается к стоимости новых автомобилей промсборки, превосходя их по комфортности, по комплектности и, зачастую, по надежности. Потому что пяти-, восьмилетние машины западного и японского "second hand" выигрывают по всем показателям у новых машин, собранных на территории России. Все будет зависеть от ценовой политики. Если цены будут нереально высокими, будут отличаться от того же "second hand", то, возможно, спрос на них будет снижен.