Асанбек Осмоналиев, координатор медиаплана МИД Киргизской Республики по информационной поддержке саммита ШОС в Бишкеке.
Создание Шанхайской организации сотрудничества без преувеличения можно отнести к числу ключевых международных событий начала 21 века не только регионального, но и глобального масштаба. С первого дня основания и все последующие пять лет ШОС находится в поле зрения мирового сообщества, которое увидело в ней одно из наиболее перспективных многосторонних объединений. Привлекательность и универсальность ШОС проявляются в актуальности провозглашенных и решаемых Организацией целей и задач.
Секреты такого интереса кроются не только в универсальности провозглашенных организацией целей, но и в том, что в ее состав входят такие ведущие игроки международной политики, как Китай и Россия. При этом известно, что Китай, до определенного времени избегал формализации своего участия в региональных международных структурах. Одновременно членами ШОС являются и государства Центральной Азии, которые в последнее время набирают вес в вопросе обеспечения региональной безопасности, к тому же обладают внушительными запасами углеводородных и гидроэнергетических ресурсов. При этом, естественно, берутся в расчет демографический и территориальный потенциал шосовской шестерки.
Модель ШОС положила начало новому мировоззрению межгосударственного партнерства больших и малых стран не конфронтационного характера, отрицающего блоковый подход. Совместными усилиями сторон уже удалось разрешить оставленные историей ряд пограничных вопросов, сдерживать проявления терроризма, сепаратизма и экстремизма на пространстве ШОС. А здесь, как известно, востребованность партнерства в сфере безопасности не снижается, а наоборот заметно возросла, поскольку усиливаются тенденции, которые влияют на конфликтный потенциал региона. Свою долю в напряженность на границах шосовского пространства вносят военно-политическая обстановка в Афганистане, прежде всего, связанная с активизацией деятельности боевых групп, относящихся к движению «Талибан», и ситуация вокруг ядерной программы Ирана. В этой связи члены ШОС всемерно укрепляют собственные механизмы, которые уже действуют в соответствии с Шанхайской конвенцией о борьбе против «трех зол». Основная работа ведется по линии РАТС ШОС, которая превращается в реальный информационно-аналитический и координационный центр контртеррористического сотрудничества.
Эксперты РАТС совместно с заинтересованными ведомствами государств-членов ШОС работают над гармонизацией национальных законодательств в части осуществления борьбы с трансграничными угрозами, определением общего для всех стран Организации перечня террористических организаций и списка лиц, причастных к террористической деятельности. Есть общее понимание того, что важным является наполнение деятельности РАТС весомым практическим содержанием, в том числе через практику совместных антитеррористических учений, реализацию других конкретных инициатив. Нет сомнений в том, что успех в борьбе с вызовами нового поколения возможен только на основе самого широкого регионального сотрудничества. В частности, уже подписанные и планируемые соглашения с СНГ, АСЕАН, ОДКБ и ЕвразЭС позволяют наладит контакты с соответствующими подразделениями этих организаций. В рамках ШОС запущен механизм контактной группы «ШОС - Афганистан». Это своеобразная форма поддержки официальных властей Афганистана. Контактная группа должна наработать эффективные формы взаимодействия ШОС в сфере поствоенного обустройства ИГА, противодействия контрабанде наркотиков и оружия.
Значительные резервы заключены в сотрудничестве с государствами-наблюдателями при ШОС. Факт предоставления Организации статуса наблюдателя при ООН и ее контакты с антитеррористическим комитетом ООН свидетельствует о серьезности намерений ШОС в формирования глобального пространства безопасности.
Наметились значимые подвижки в экономическом взаимодействии. Решения государств-членов ШОС по созданию Делового Совета, Фонда развития и Межбанковского объединения ШОС направлены на создание условий для свободного перемещения товаров, капиталов, технологий и услуг. Казахстанская сторона в дополнение к выдвинутой ранее президентом Назарбаевым инициативе о разработке Азиатской энергетической стратегии, предложила приступить к обсуждении идеи формирования единого энергетического рынка ШОС. В свою очередь российская сторона предложила начать совместное освоение энергетических проектов с упором на строительство линий электропередач и нефтепроводов и создание международных центров по предоставлению услуг ядерно-топливного цикла, проектированию и сооружению АЭС. КНР взяла курс на активную инвестиционную политику в отношении государств Центральной Азии. На сегодняшний день Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан заявили о своих претензиях на ряд проектов с участием китайской стороны. Переговоры ведутся вокруг 11 проектов на сумму более 1 млрд. долл. При этом премьер Госсовета КНР Вэнь Цзяобао указал, что в процессе реализации этих проектов, по мере укрепления экономического сотрудничества с каждой из стран-членов ШОС, китайская сторона готова предоставлять дополнительные грантовые линии.
Ожидается, что на саммите ШОС нынешнего года в Бишкеке будут четко очерчены контуры взаимодействия партнеров в самых жизненно важных для них областях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции