Адалят Мадатоглу, заместитель главного редактора газеты "Каспий" (Баку).
В последнее время президент России нанес по США несколько геополитических ударов. Удары были разные - ощутимые и не очень. Но ни один из них не был нацелен в спину, что вовсе не означает признак благородства. Скорее, ситуация развивается такими темпами и в таком русле, что на вероломство просто не хватает времени. Более того, открытая игра дает, как правило, превосходные результаты.
Атака России
Весенний молниеносный вояж Владимира Путина в некоторые нефтеносные страны арабского мира оказали существенное воздействие на глобальный энергетический рынок. До этого, зимой, Кремль посредством «газпромовского» вентиля поставил на колени почти всю Европу, а завершил нефтегазовую атаку российский президент во время своего пятидневного визита в Среднюю Азию, им была достигнута договоренность о подключение газовых месторождений России, Казахстана, Туркменистана, а в дальнейшем и Узбекистана к единой сети трубопроводов. Этим трубопроводам, строительство которых инициировано Россией, и надлежит обозначить новые геополитические линии в Евразии. Не только по суше, но и на воде, - на Каспии, на Черном море (Бургас - Александруполис).
Евразийский провал США
Становится понятным, что евразийский план Вашингтона потерпел полное фиаско, - ни оккупация Афганистана, ни революция «тюльпанов» в Кыргызстане, ни кровавая бойня в Андижанской области Узбекистана, ни смерть Туркменбаши не смогли приблизить США к заветной мечте, которая заключается в полном обладании энергоресурсами Каспия и укреплении позиций в Евразии. Без Евразии США не способны левой рукой сдерживать Россию, правой, - Китай.
Пока Вашингтон и Бишкек разбирались в деле о расстреле американским охранником киргизского водителя у КПП авиабазы «Манас», пока голливудские критики обсуждали образ казахского журналиста Бората, а американские правозащитники - ситуацию с правами человека в Узбекистане, Пекин и Москва успели опоясать часть мира от Сибири до Дарфура.
Маневры Казахстана
Следует лишь взглянуть на карту мира и станет понятно, что центральное место в этом опоясывании занимает Казахстан. Нурсултан Назарбаев знает об этом, и было бы наивно полагать, что в казахстанском направлении у России все пойдет по маслу, - слишком много камней преткновения понаставлено казахским президентом. Давайте вспомним. Сразу после визита Владимира Путина в Астану и Ашгабад прошло заседание парламента Казахстана, на котором в первом же чтении были приняты изменения в конституцию страны, предложенные Назарбаевым. Президент также предложил внести поправку, согласно которой премьер-министр страны назначается главой государства после консультаций с политическими партиями и с согласия большинства депутатов Мажилиса. И, наконец, Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой сократить срок полномочий президента с нынешних семи до пяти лет. Эта реформа будет вводиться с 2012 года.
Существует несколько версий относительно поправок, внесенных в Конституцию Казахстана. По одной из них, Нурсултан Назарбаев таким образом намерен укрепить собственную власть, по другой - поправки инициированы в связи намечающимся голосованием по председательству Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, к которому следует «представить проведенные политические реформы». Однако, на мой взгляд, существует еще одна версия - превращение Казахстана из президентской республики в парламентскую, кроме всего прочего означает, что более полномочный Мажилис отныне будет иметь право блокировать некоторые договоренности, достигнутые главой государства, в особенности те, которые достигнуты президентом под внешним давлением. Иными словами, обещание, данное Назарбаевым Путину, вовсе не означает, что Казахстан уже окончательно решил, что будет следовать в фарватере России. Точно также противоположная сторона - западные добывающие компании в Казахстане - не может быть уверена в том, что казахская нефть потечет в нужном для них направлении: в стране создана комиссия, которой поручено пересмотреть заключенные ранее соглашения с иностранными компаниями. Контракты, которые комиссия сочтет невыгодными, могут быть расторгнуты. Это тоже один из камней преткновения казахской дипломатии.
КО-1 и КО-2
В США решили, что пришло время собирать их, камни преткновения. Как стало известно по каналам Би-би-си, в федеральном суде Южного округа Нью-Йорка состоялось предварительное судебное слушание по делу 66-летнего банкира и юриста Джеймса Гиффена, обвиняемого, якобы, в даче взяток руководителям Казахстана, отмывании денег и уклонении от налогов. На протяжении почти двадцатилетних контактов с руководством СССР, а потом Казахстана Гиффен регулярно информировал об этих встречах и переговорах ЦРУ. Поначалу прокуратура зашифровала казахстанских деятелей, которых будто облагодетельствовал Гиффен, кодовыми обозначениями КО-1 и КО-2 (от Kazakh Official), но потом удовлетворила требование защиты и стала поименно называть бывшего премьера Нурлана Балгымбаева и нынешнего президента Нурсултана Назарбаева.
Свидетельствует ли это судебное разбирательство в пользу того, что США начинают готовиться раскачивать судно, на котором восседает и рулит Назарбаев? Возможно. Хотя яснее другое - вряд ли эти попытки будут иметь эффект. Ведь по итогам опроса, проведенного ВЦИОМ на территории некоторых стран СНГ, больше всего своей жизнью довольны жители Казахстана (73% респондентов).
При этом никто из крупных геополитических игроков на «поле» Каспия не собирается складывать оружия, надеясь, что его тактика будет наиболее успешной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции