О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Сегодня клоун, мим, народный артист России Вячеслав Полунин отмечает свой день рождения.
А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.
О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.
Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками.
"Я с детства люблю корчить рожи: только раньше я их корчил одноклассникам, за что был изгоняем исправно из класса, а со временем стал скромнее и научился обходиться ограниченной аудиторией, состоящей из меня одного".
В школьные годы он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие шутки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. После окончания школы он отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.
Мама не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Но поступить в театральный институт не удалось, пришлось учиться на инженера.
Но и инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.
Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену почти бессмысленному в те времена слову. Когда все было подвержено цензуре, пантомима оставалась свободной.
Тогдашних "Лицедеев" приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение.
Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Для "Новогоднего огонька" родился Асисяй - маленький, наивный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, а сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина.
"Театр никогда не умрет, потому что люди никогда не перестанут валять дурака. Дураки знают что-то важное и считают, что мир очень сильно накренился в сторону ума. А это большая беда. Глупость очень нужна".
Полунин создал по всему миру фестивали и ассоциации уличных и народных театров, пантомим и клоунад. В 1987 году "Лицедеи" - первый фестиваль уличных театров.
"Я всегда получаю огромное удовольствие от спектакля в самом конце. Я сажусь на краешек сцены, и вот тогда все то, что я отдал сегодня в публику, она возвращает обратно. И я смотрю, сколько я смог отдать, потому что она возвращает ровно то, что ты ей дал".
Сегодня "Лицедеев" больше не существует. В настоящее время Полунин имеет собственную труппу и свой дом-театр под Парижем. Другие "лицедеи" также работают за границей.
Он уехал из России в 1993 году в цирк "Дю солей" в Канаду, потому что ему "надоело собирать бумажки и ходить на поклон к начальникам, чтобы найти деньги на искусство".
"Россия не в состоянии помочь своей культуре"
Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер.
Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".
"Я пытаюсь все время сказать себе, когда я еду в Россию, что я еду в Италию: я завидую итальянцам - они научились в полном бардаке жить счастливо, а в России никак не научатся..."
"Я сказочник, а потому вы можете не верить ни одному моему слову. Усомниться в каждом из описанных событий. Поверьте только в одно: фантазия - это всего лишь предчувствие. А мечты существуют для того, чтобы сбываться. Иначе - какой в них прок?"
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников