МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. До десяти самолетов ВВС РФ, оснащенных специальной аппаратурой по воздействию на облака, будут разгонять тучи над Москвой в День России, сообщила в воскресенье Служба информации и общественных связей Военно-воздушных сил РФ.
"Работы планируется выполнять с аэродрома "Чкаловский". Для выполнения полетов совместно с "Агентством атмосферных технологий" Росгидромета подобраны лучшие экипажи для самолетов Ан-12, Ил-18, Ан-26, имеющие опыт выполнения работ по воздействию на облака", - говорится в сообщении службы информации.
Самолеты будут совершать вылеты 11 и 12 июня в течение дня для создания благоприятных погодных условий в столице.
Представитель службы информации и общественных связей ВВС РФ Владимир Бехтеров сообщил РИА Новости, что для разгона облаков также будут использованы четыре самолета Летно-испытательного института имени Громова типа Ан-32, Ан-28, Ил-18 и Су-30.
"В их отсеках установлены системы, включающие в свой состав "сосуды Дюара", для перевозки и распыления жидкого азота. С внешней стороны в хвостовой части на некоторых самолетах установлены специальные устройства для отстрела патронов, содержащих соединение серебра. Каким образом дооборудован самолет, зависит в основном от типа применяемого реагента", - сказал Бехтеров.
Кроме того, возможно применение самолета-лаборатории Су-30, созданного на базе одноименного истребителя. По словам представителя ВВС РФ, в случае необходимости этот необычный самолет, который базируется на аэродроме "Раменское", будет разгонять облака на больших высотах.
"Впервые самолет-лаборатория на базе Су-30 был применен при рассеивании облаков в этом году во время празднования Дня Победы и показал хорошие результаты", - отметил он.
Собеседник агентства в связи с этим напомнил, что еще в семидесятых годах для воздействия на облачность использовались специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16.
По словам Бехтерова, решение о начале воздействия на природу будет принято лишь после того, как самолет-метеолаборатория Ил-18 сделает первый вылет и выдаст необходимые метеорологические параметры.
"В зависимости от температуры, типа облаков и некоторых других факторов будут использоваться реагенты - жидкий азот и твердая углекислота, грубодисперсные порошки (высококачественный цемент, расфасованный в специальные контейнеры), а также пиротехнические патроны с йодистым серебром", - отметил представитель ВВС.
Он сообщил, что всего заказано около двух тысяч литров жидкого азота и немногим более семисот упаковок с цементом, по 25 килограммов каждая. Ночью, незадолго до вылета, в самолеты загрузят 25 тонн углекислоты.
"Несмотря на впечатляющие цифры, применение подобного рода реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности и атмосферы. Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли", - сказал Бехтеров.
Летчики ВВС РФ будут распылять реагент в кислородных масках. Эта мера предосторожности связана с тем, чтобы уберечь экипаж от отравления азотом, которое может возникнуть при наличии даже малейшей утечки жидкого азота из контейнеров.
"Использование кислородной системы обусловлено и тем, что технология применения реагента связана с разгерметизацией самолета", - пояснил собеседник агентства.
Во время сброса реагента температура воздуха в грузовой кабине понижается до минус 60 градусов, экипаж работает в условиях низких температур и недостатка кислорода, добавил Бехтеров.