71 год назад (1936) в Москве организована киностудия «Союзмультфильм»
Крупнейшая в России студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» образована 10 июня 1936 года приказом Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) в результате объединения различных мастерских (мультмастерские «Межрабпромфильма» и «Мосфильма») на базе мультстудии ГУКФ. Вначале она называлась «Союздетмультфильм», а с 20 августа 1937 года - «Союзмультфильм». Первый мультфильм, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко», а в 1937 году, через год после открытия киностудии, появились первые цветные мультфильмы. В 1947 году был выпущен первый полнометражный рисованный фильм И.Иванова-Вано «Конек-Горбунок». В 1953 году организовано Объединение кукольных фильмов. Первый успех объединения - фильм Е.Мигунова «Карандаш и Клякса - веселые охотники». Долгое время в кукольном объединении снимали в основном кукольные спектакли, но к концу 1950-х годов производство объемных фильмов развернулось уже на высоком уровне. В 1960-1970-х годах возникает созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ну, погоди», «Бременские музыканты», «Винни Пух», «Крокодил Гена» и другие. Но к середине 1980-х годов производство фильмов резко сократилось. В декабре 1989 года государственное унитарное предприятие «Союзмультфильм» было преобразовано в арендное предприятие. Позднее на его базе создано акционерное общество открытого типа и в то же время - федеральное государственное унитарное предприятие «Союзмультфильм». В июне 1999 года по распоряжению Правительства РФ студия была восстановлена в своем первоначальном организационно-правовом статусе и зарегистрирована как ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм». Начал работать художественный совет, в который вошли крупнейшие деятели российской анимации, к реализации творческой программы студии привлечена талантливая молодежь - выпускники ВГИК и Высших режиссерских курсов.
200 лет назад (1807) основан Ижевский оружейный завод (теперь - АО «Ижмаш»)
В 1760 году на реке Иже в Сарапульском уезде Вятской губернии на личные средства графа Андрея Петровича Шувалова был основан сталелитейный завод. Первоначально деятельность завода заключалась в изготовлении различных сортов железа. В 1763 году завод перешел в ведение Горного ведомства, а в 1774 году был разрушен Емельяном Пугачевым. В 1800 году император Павел повелел завести на Каме оружейный завод. Решение всех вопросов относительно завода было поручено Андрею Федоровичу Дерябину - способному и энергичному горному инженеру. Обер-берггауптман IV класса (горный чин, соответствующий генерал-майору), кавалер ордена св.Анны I степени, Дерябин имел огромную известность благодаря своим техническим и теоретическим познаниям. После непродолжительных поисков инженер остановился на сталелитейном заводе на Иже. Дерябин писал, что здесь имелось «в достаточном количестве воды для машин, достаточное количество лесов для строения и выжигу угля, возможность приграничить еще большее количество оных, удобность получения самых лучших материалов, металлов для оружия, обширность места для населения людей, довольно плодородная округа». В 1807 году началось строительство Ижевского оружейного завода. Для организации управления заводом 10 июня 1807 года была открыта Оружейная контора во главе с начальником завода. Так было положено начало новому заводу. С 1811 по 1816 год было сооружено 10 каменных фабрик и несколько деревянных построек, заложен главный корпус с заводской башней. На Ижевском оружейном заводе изготовляли как огнестрельное, так и холодное оружие. К началу Отечественной войны 1812 года завод уже выпустил две тысячи ружей, а в 1814 году - 10 тысяч ружей и 2,5 тысячи тесаков. До 1867 года здесь работали казенные рабочие, потом стал применяться вольнонаемный труд. В 1867 году освоен выпуск шестилинейных ружей, заряжаемых с казенной части. В 1874 году завод приступил к выпуску четырехлинейного ружья конструктора Бердана, а в 1891 году - трехлинейной винтовки Мосина. Ижевский оружейный завод был единственным, выпускающим все ее разновидности: пехотную, драгунскую, казачью и кавалерийский карабин. Известность к ижевской винтовке пришла в 1887 году на Сибирско-Уральской выставке, а в 1900 году на всемирной выставке в Париже охотничьи ружья завода завоевали золотые медали. За годы первой мировой войны предприятием выпущено 1,5 миллиона винтовок. Неоценимый вклад ижевские оружейники внесли в годы Великой Отечественной войны. Здесь выпускалось до 18 наименований оружия, в том числе противотанковые ружья Дегтярева и Симонова, авиационные пулеметы и пушка Березина, авиационные пушки Шпитального и Нудельмана-Суранова. За одни рабочие сутки завод собирал и отправлял на фронт до 12000 винтовок. Этого количества было достаточно для укомплектования одной пехотной дивизии. С 1948 года для «Ижмаша» началась новая эпоха, связанная с производством автомата Калашникова, который находится на вооружении до настоящего времени и по своим качественным характеристикам не знает аналогов. Наряду с боевым оружием коллектив завода все годы своего существования плодотворно работает над производством охотничьего и спортивного оружия. У истоков современных видов спортивного оружия, выпускаемого заводом, стоял известный конструктор Евгений Драгунов. В 1949 году под его руководством была создана спортивная винтовка. Изделия завода отмечены многочисленными наградами на российских и международных выставках. Четвертая часть производимой заводом продукции экспортируется за рубеж. Сейчас «Ижмаш» - крупнейшее многопрофильное машиностроительное предприятие, включающее в себя юридически самостоятельные организационно-правовые структуры: Ижевский оружейный завод, мотоциклетный завод «Ижмаш-Мото», автомобильный завод «Ижмаш-Авто», станкостроительный завод «Ижмашстанко», инструментальный завод . В его структуру входит также и металлургический завод точных заготовок.
172 года назад (1775) умер Андре Мари АМПЕР, французский ученый, один из основоположников электродинамики
Андре Мари Ампер родился в городе Лионе 22 января 1775 года. Получил разностороннее образование: изучал иностранные языки, математику, естественные науки. В 1805-1824 годах работал в Политехнической школе в Париже (с 1809 года - профессор), с 1824 года - профессор Коллеж де Франс. Основные физические работы Ампера посвящены электродинамике. В 1820 году он сформулировал правило для определения направления действия магнитного поля тока на магнитную стрелку (правило Ампера), осуществил большое количество экспериментов по исследованию взаимодействия между электрическим током и магнитом, сконструировав для этого множество приборов, обнаружил влияние магнитного поля Земли на движущиеся проводники с током. Открыл взаимодействие электрических токов и установил закон этого взаимодействия (закон Ампера). По Амперу, большой магнит состоит из огромного количества таких элементарных плоских магнитов. Таким образом, Ампер впервые указал на тесную «генетическую» связь между электрическими и магнитными процессами и последовательно проводил чисто токовую идею происхождения магнетизма. Открыл (1822) магнитный эффект катушки с током - соленоида, сделал вывод, что соленоид, обтекаемый током, является эквивалентом постоянного магнита, выдвинул идею усиления магнитного поля путем помещения внутрь соленоида железного сердечника из мягкого железа. В 1820 году предложил использовать электромагнитные явления для передачи сигналов. Изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф (1829). Сформулировал понятие «кинематика». В 1802 году опубликовал труд «Соображения о математической теории игры». Занимался приложениями вариационного исчисления к механике (в частности, доказал принцип возможных перемещений). Впервые после древних греков ввел в 1834 году термин «кибернетика» в предложенной им классификации наук для обозначения науки об общих законах управления сложными системами. Исследования относятся также к философии и ботанике. Член многих академий наук, в частности, Петербургской АН. В 1827 году он был избран членом английского Королевского общества (этой чести очень редко удостаивались иностранные ученые). Его авторитет среди европейских физиков был непререкаем. Память Андре Мари Ампера увековечена в названии одной из гор на Луне, в Париже его именем названа улица. Но главное - любой человек, измеряя силу тока в электрической цепи, произносит имя Ампера.
67 лет назад (1940) Италия вступила во вторую мировую войну на стороне Германии
Во время первой мировой войны Италия выступила на стороне Антанты, однако не смогла вернуть себе земли, находившиеся в составе Австро-Венгерской империи. Рост националистических настроений, экономический кризис и безработица привели в 1922 году (марш чернорубашечников на Рим) к власти фашистскую партию во главе с Муссолини, которого поддержал король Виктор Эммануил III. В 1925 году после убийства социалиста Маттеотти в стране была открыто установлена фашистская диктатура, которая вначале не только имела популярность среди народных масс, но и получила поддержку со стороны некоторых политических деятелей за рубежом. Фашистская Италия захватила Эфиопию (1935-1936), Албанию (1939). Был заключен союз с нацистской Германией. 10 июня 1940 года Италия вступила во вторую мировую войну на стороне Германии. После начала военных действий США и Англии в июле 1943 года на Сицилии, а затем и в самой Италии, в сентябре 1943 года Муссолини был арестован, но вскоре по личному распоряжению Гитлера был освобожден немецкими парашютистами и отправлен под охраной на север Италии. 17 сентября 1943 года была провозглашена Итальянская Социальная Республика во главе с Муссолини. Новое фашистское правительство расположилось в городишке Сало на озере Гарда, который дал название режиму. Власть «режима Сало» распространялась только на Северную Италию, оккупированную немецкими войсками. Настоящими хозяевами страны стали эсесовцы, контролировавшие все государственные учреждения, правительство и даже самого Муссолини. Эсесовцы и фанатики из «черных бригад» развернули террор, какого фашистская Италия еще не знала. Начались массовые расстрелы тысяч заложников и «дезертиров», отказавшихся вступать в армию «Сало». Десятки тысячи людей были насильственно депортированы в Германию на каторжные работы. Но террор уже не мог остановить народ. Против захватчиков развернулось движение Сопротивления. Повстанцы совместно с англо-американскими войсками освободили в 1945 году всю страну. Фашистский режим просуществовал в Италии до 1945 года, когда диктатор Муссолини 28 апреля был казнен партизанами . 2 июня 1946 года Италия была провозглашена республикой. Страна вышла из войны ослабленной, однако с помощью плана Маршалла усилия итальянского народа, направленные на восстановление экономики, привели к стремительному развитию страны, особенно в промышленности. Что касается политической жизни Италии в послевоенные годы, то она отмечена чрезвычайно частыми сменами кабинетов министров и вспышкой политического терроризма в 1970-х годах («Красные бригады»).
86 лет назад (1921) был основан Государственный музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
Превращение Ясной Поляны в музей было сложным и длительным процессом. В 1911 году Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. Было решено назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. Толстая всеми силами и средствами старалась хранить Ясную Поляну, оберегая неприкосновенность кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома; ею были сделаны многочисленные записи на предметах быта и фотографиях, при ее участии началось описание личной библиотеки Л.Н.Толстого; она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией писателя. Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Л.Н. Толстого: Сергей Львович (автор первого путеводителя по Ясной Поляне, 1914) и Александра Львовна. 27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал А.Л.Толстой Охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства». В 1921 году, во многом стараниями Александры Львовны, усадьба Л.Н.Толстого была превращена в музей. 10 июня 1921 года вышло постановление ВЦИК о новом статусе Ясной Поляны. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии. «Комиссаром-хранителем» музея была назначена Александра Львовна Толстая. С 1925 года шла напряженная подготовка к столетнему юбилею Л.Н.Толстого. Во флигеле Кузминских открылась первая выставка («Толстой в Ясной Поляне»), начали выходить тома 90-томного собрания сочинений Толстого, в Ясной Поляне открылась школа имени Л.Н.Толстого. Александра Толстая сыграла огромную роль в создании музея и его развитии в 1920-е годы. Но в 1929 году она была вынуждена навсегда покинуть Советский Союз. В 1930-е годы особое внимание уделялось восстановлению и сохранению Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Началось изучение истории Ясной Поляны по документам и опросам современников Толстого; была восстановлена пасека, приводились в порядок сады, производились посадки деревьев взамен вымерших. Работы велись под руководством Ботанического сада Академии наук СССР. В 1940 году мастера Государственной Третьяковской галереи отреставрировали произведения живописи в доме Толстого (полотна работы Репина, Ге, Крамского). Ясная Поляна была передана в ведение Академии наук СССР; музей стал превращаться в научно-исследовательский центр изучения наследия Л.Н.Толстого. В 1941 году над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. 13 октября 110 ящиков с экспонатами дома Толстого были отправлены в Москву, а затем в Томск. Ясная Поляна была оккупирована в течение 45 дней. При отступлении немцы подожгли дом Толстого. К счастью, пожар удалось потушить, и в усадьбе немедленно начались восстановительные работы. Первая реставрация была завершена к маю 1942 года. В мае 1945 года экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время. Начиная с 1950-х годов расширяется экспозиционная деятельность музея, постоянно сменяют друг друга выставки во Флигеле Кузминских и выставочных залах Дома Волконского; музей организует передвижные выставки; расширяются его фонды. Растет число посетителей. Постепенно Ясная Поляна превратилась в крупнейший мемориальный и природный музей -заповедник мирового значения.
3 года назад (2004) умер Рэй ЧАРЛЬЗ, легенда мирового джаза
Негритянский мальчик, потерявший зрение в семь лет и осиротевший в пятнадцать, юноша, имевший неприятности с полицией из-за наркотиков, активный поборник прав чернокожего населения США, финансировавший своего друга Мартина Лютера Кинга, он, тем не менее, смог сделать головокружительную для Америки карьеру. Первый значительный успех пришел к Рэю Чарльзу в 1960 году, в возрасте 30 лет, когда его выбрали в качестве исполнителя гимна американского штата Джорджия «Воспоминания о Джорджии», написанного Ходжи Кармайклом - бродвейским классиком 1930-1960-х годов. Гимн Джорджии стал мировым хитом. В те же годы Чарльз записывает знаменитую версию хита группы «Граундхогз» - «I can't stop loving you», чуть позже - свои необычные и таинственные вариации на битловские «Eleanor Rigby» и «Yesterday». Рэй Чарльз записывался много и, что называется, с жадностью. Он брался за любую работу - записывал звуковые дорожки к фильмам, снимался в кино (самый известный фильм - «Братья Блюз»), искал «новую музыку» с инструменталистом Арнольдом Киллером и вибрафонистом Милтом Джексоном («Модерн Джаз квартет»). И все-таки визитная карточка Чарльза - его сольные записи конца 1950-1960 годов, многие из которых до сих пор не выходят из моды. В 1963 году настоящим реквиемом по Джону Кеннеди стала его отчаянная и горькая «Busted» («Разжалованный»), выпущенная на следующий день после смерти президента. Искренность грусти исполнителя поражала слушателей. Известный историк современной американской культуры Ларри Ли отметил, что Чарльз вернул сытой американской поп-музыке и американской культуре в целом «способность к душевным переживаниям». Осенью 2000-го года Рэй Чарльз посетил Москву и Санкт-Петербург. В одном из концертов с ним выступил Российский национальный оркестр под управлением Владимира Спивакова. Умер Рэй Чарльз 10 июня 2004 года в своем доме в Беверли Хиллз от осложнений заболевания печени, в окружении семьи и друзей. Легендарному музыканту было 73 года. Из них почти 60 лет Рэй Чарльз занимался музыкой. На его счету - около 20 премий «Грэмми» (восемь - посмертно) и более 60 альбомов. На рекламных плакатах имени Чарльза неизменно сопутствует словосочетание «живая легенда». С самого начала своей творческой карьеры этот музыкант обладал даром превращать собственными аранжировками популярные песни в шедевры, которые пел затем весь мир. Его песни исполняли Элвис Пресли, Стиви Уандер, Майкл Джексон. В конце 2004 года в Лос-Анджелесе состоялась мировая премьера фильма «Рэй» Тэйлора Хэкфорда о жизни легендарного джазового певца, пианиста, автора песен. Рэя Чарльза сыграл темнокожий актер Джеми Фокс, получивший за эту роль в 2005 году «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль».